В России взяли пример с украинцев и хотят маркировать в супермаркетах иностранные продовольственные товары. Союз потребителей России предложил выделять для импортной продукции отдельную полку, рассказал председатель союза Петр Шелищ. “Покупателей нужно мотивировать приобретать то, что произведено в нашей стране”, – пояснил он. Сейчас ведется работа над механизмами реализации этой инициативы, после чего они будут предложены сетям и законодательным органам.

Инициатива россиян странным образом совпала с решением Киевсовета о маркировке российских товаров во всех магазинах столицы, отмечает директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. Сессия городского совета, которая прошла 9 октября, рекомендовала всем ритейлерам выделять российские товары на полках своих магазинов. Бойкот российских товаров начался в марте после аннексии Крыма. Украинцам массово раздавали листовки с перечнем брендов, которые не стоит приобретать, а возле российских сетей заправок устраивали акции протеста. Эти шаги дали свои результаты. “Продажи российских товаров просели, тогда как обороты сетей не снижаются”, – рассказывает генеральный директор группы компаний “Край” (сеть гипермаркетов “Країна”, супермаркеты “Край”) Виталий Коба. Конкретные цифры он назвать отказался. По оценке Алексея Дорошенко, за девять месяцев этого года реализация российских товаров в украинских магазинах снизилась примерно на 40%.

Ритейлеры, работающие в России, инициативу Союза потребителей встретили прохладно. “Мы против разделения продуктов на российские и импортные, поскольку это противоречит коммерческой политике сети”, – заявила директор по внешним коммуникациям “Ашан Россия” Мария Курносова. Другие сети – “Магнит”, X5 Retail Group (“Пятерочка”, “Перекресток”), “Вестер”, – комментарии не предоставили. “Наше руководство в шоке от этой инициативы и не знает, как реагировать на ваши вопросы”, – анонимно сообщили “Капиталу” в пресс-службе крупной российской продовольственной сети.

Около 80% российских покупателей смотрят на цену продукции, а не на страну-производителя, говорит управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. У россиян нет предубеждений против украинских товаров, рассказывает генеральный директор российской компании “INFOLine-Аналитика” Михаил Бурмистров. “У многих потребителей были претензии к украинским сырам, но только из-за их качества. Украинские конфеты же пользовались спросом”, – резюмирует он.

Если товары выставят на отдельные полки, то продажи украинской продукции снизятся, по мнению Ланецкого, на 20-40%. “Выкладка товаров очень сильно влияет на продажи, поэтому существуют так называемые золотые полки, за которые производители дополнительно платят”, – соглашается Дорошенко. Однако на фоне торговой войны, которая активизировалась в марте, Украина мало потеряет от этой инициативы. С начала года Россия наложила эмбарго на мясо, пиво и водку некоторых производителей, все плодоовощные и рыбные консервы, картофель, соки, кондитерские изделия и молочные продукты. Официальная причина – несоответствие качества требованиям России.

На $1 млрд. может снизиться в нынешнем году объем экспорта украинских продуктов в Россию. В 2013 г. он составил $1,94 млрд. В результате, по данным заместителя министра аграрной политики и продовольствия Украины Андрея Дыкуна, в первом полугодии экспорт украинских продуктов в Россию сократился на 30%, до $1,01 млрд., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но на этом россияне не намерены останавливаться. Готовится запрет на поставки украинских овощей и фруктов, заявил в начале недели глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. Ведомство заподозрило, что под видом украинских овощей в страну завозятся “запрещенные” продукты из Евросоюза. По данным Ассоциации “Украинского клуба аграрного бизнеса”, в 2013 г. объем экспорта продуктов в Россию составил $1,94 млрд., а в этом году может снизиться на $1 млрд. (Капитал/Пищепром Украины и мира)

Добавить комментарий