Минфин просчитывает возможные сценарии акцизной политики. Всего один неточный шаг на этом пути чреват нарушением соглашения об ассоциации – CА – с Евросоюзом или же ростом “черного” рынка сигарет.
До сих пор акцизная политика правительства сводилась к следующему: в каждой непонятной ситуации Кабмин повышал акцизы. Сразу же после своего назначения министр финансов Александр Шлапак назвал налогообложение подакцизных товаров основным источником дополнительного ресурса в госбюджет. Долго ждать не довелось. За последние полгода повышение налогов и расширение базы налогообложения за счет подакцизных товаров стало излюбленным приемом Минфина в целях пополнения казны. С 1 июля 2014 г. акцизы на табак были повышены в среднем на 25%. В конце месяца, 31 июля, Верховная рада одобрила 5%-ное повышение акциза, в том числе на табачную продукцию с 1 сентября.
Последствия не заставили себя ждать: сигареты подорожали, рынок деформирован. Нынешнюю инициативу Минфина по унификации ставок акциза для сигарет с фильтром и без фильтра, по сути, поддерживает только одна компания. По словам директора отдела корпоративных вопросов компании-производителя сигарет “JTI Украина” Александра Когута, практика повышения ставок акциза на одинаковый процент для сигарет с фильтром и без фильтра привела к неравномерному росту ставок в абсолютных величинах. “В результате минимальное акцизное обязательство для сигарет без фильтра сейчас в 2,3 раза ниже, чем для сигарет с фильтром. Неравномерное повышение акцизов на разные виды сигарет привело к огромной разнице между самыми дешевыми и самыми дорогими сигаретами”, – говорит представитель компании.
С начала 2014 г., добавил он, минимальное акцизное обязательство выросло на 40%. В итоге цены на сигареты тоже увеличились: с января по сентябрь средневзвешенная цена пачки сигарет увеличилась с 10,9 грн. до 12,34 грн.
Секрет такой поддержки в том, что в ассортименте “JTI Украина” сигареты без фильтра занимают очень малый процент от продаж. Компания преимущественно выпускает сигареты с фильтром. Ей потенциально выгодно повышение налогов для конкурентов – Imperial Tabacco, “Филипп Моррис” и ВАТ. Увеличение фискальной нагрузки приведет к тому, что им придется существенно повышать цены. А в худшем случае – вообще отказаться от производства сигарет без фильтра, что приведет к существенному перераспределению рынков сбыта.
Естественно, три другие компании далеко не в восторге от аппетитов Минфина. Тем более что если девальвация будет происходить раз в три года, то повышать акцизы можно будет до бесконечности – ведь гармонизация с ЕС происходит в евро-эквиваленте, а цены на сигареты повышаются не такими темпами, как обесценивание гривни. Чисто математически, каждая новая инициатива Минфина вкупе с “профессионализмом” Нацбанка “съедает” рентабельность табачных компаний, что всерьез наводит их на размышления об уходе с украинского рынка.
С точки зрения наполнения бюджета в 2014-2015 гг., новая инициатива может иметь непредсказуемые последствия. Цена пачки сигарет вырастет, но в очередной раз сожмется рынок сбыта. Сегмент дешевых сигарет будет перекрыт за счет контрабанды, которая уже наверняка увеличилась (в противовес производству, которое стабильно падает). Выступая в парламенте 24 июля, министр финансов Александр Шлапак заявил, что повышение акцизов с 1 июля 2014 г. на 27% как раз привело к увеличению незаконного ввоза алкоголя. Легко можно предположить, что аналогичное явление наблюдается и на рынке табачных изделий.
Эффект прошлого повышения акцизов для госбюджета оказался сомнительным, подтверждает Когут. В июне поступления акцизного налога с табака составили 1,42 млрд. грн., а в июле, когда действовали повышенные ставки, доходы казны уменьшились до 1,38 млрд. грн.
В августе рост таки произошел: в бюджет поступило 1,81 млрд. грн. акцизов с табачной продукции. Это на 52,6% больше, чем в августе 2013 г. Не в последнюю очередь потому, что только в 2014 г. уже состоялись три раунда увеличения акцизов. Если же сравнивать период к периоду, то за январь-август 2014 г. поступило 10,86 млрд. грн., что на 11,6% меньше, чем за аналогичный период 2013 г.
Объяснение провала лежит в так называемом “форстоллинге”. Перед очередным повышением акциза табачные компании увеличивают производство до максимума и затоваривают склады собственных торговых домов. В итоге на протяжении нескольких месяцев бюджет получает акцизы по старым ставкам – он взимается в тот момент, когда на пачку клеится марка. Так что, скорее всего, до конца 2014 г. резкого прироста поступлений от продажи сигарет бюджет не увидит. Хотя, конечно, рано или поздно, старые запасы окончатся, и платить акциз придется по новым ставкам. Таким образом, Минфин, скорее всего, и в этот раз добьется повышения налоговых поступлений в бюджет – в четвертый раз с начала года (в январе, марте и сентябре, в общей сложности на 40%).
В целом идея создать государственную акцизную стратегию преследует благую цель – она призвана сделать акцизные планы правительства более прогнозируемыми. Впервые такую инициативу озвучил экс-министр доходов и сборов Александр Клименко. В 2012 г. эта инициатива обсуждалась на инвестиционном совете при Миндоходов, однако форму конкретного документа так и не обрела. Тогда производителям табака, алкоголя и государству не удалось согласовать параметры акцизной политики. После прихода к власти правительства Арсения Яценюка разговоры вокруг этой идеи возобновились.
Правда, если тогда активными лоббистами создания акцизной стратегии называлось пивное лобби, то сейчас в коммуникации с Министерством финансов дальше всех продвинулись табачники.
По информации источников ЭП, Минфин уже провел несколько встреч с представителями табачной отрасли, на которых было предложено три возможных варианта акцизной политики. Последнее заседание состоялось 26 сентября. Согласно документам, среднесрочный план Минфина состоит в том, чтобы до 2016 г. сравнять ставки акциза на сигареты с фильтром и сигареты без него.
Долгосрочная акцизная политика ведомства предполагает повышение в течение десяти лет ставок акциза до минимального уровня в ЕС, то есть до 90 евро, или 1,5 тыс. грн. за 1 тыс. сигарет. В 2015 г. Минфин предлагает оставить ставки на уровне 2014 г., а с 2016 г. по 2024 г. – ежегодно повышать их на 20%. Эти планы расходятся с видением акцизной политики бизнеса. Он предлагает менее интенсивное повышение акцизов в течение более длительного периода.
Сценарий крупнейшего производителя табачной продукции компании “Филипп Моррис Украина” таков: повышение ставок стартует в 2015 г., в течение 13 лет они увеличиваются на 5% трижды в год, то есть за год на 15%. Период унификации ставок предлагается растянуть с 2015 г. до 2018 г.
По словам менеджера по вопросам фискального регулирования этой фирмы Алексея Калиниченко, для стран, которые недавно стали членами Евросоюза, средний срок между подписанием договоров об ассоциации и выполнением требования о минимальном акцизе составил чуть более 13 лет. В отдельных странах – Польше, Венгрии, Болгарии и Румынии – 15 лет.
“При этом уровень минимального акциза в ЕС был значительно меньше – 64 евро за 1 тыс. штук сигарет. Сейчас минимальный акциз в ЕС составляет 90 евро. Опираясь на опыт новых стран-членов европейского содружества, мы выступаем за 15-летний переходный период”, – говорит эксперт. Разработка такого плана – не просто идея Минфина, а требование СА, ратифицированного Украиной и ЕС, отмечает Калиниченко. По его мнению, принятие подобного графика полезно, в первую очередь, для правительства. Во-первых, будет выполнено требование СА, во-вторых, будет понятная и предсказуемая налоговая база для расчета налоговых поступлений.
Это идеальный вариант, но в украинских реалиях рассчитывать на него не приходится. Во-первых, нет гарантий, что при первой же необходимости пополнить бюджет правительство не отойдет от этого сценария, а во-вторых, Кабмин уже ведет себя не очень последовательно.
Согласно СА, директивы о структуре и ставках акцизного сбора на табачные изделия должны быть установлены Советом ассоциации. “Совет должен исследовать практику других государств, присоединившихся к ЕС, покупательную способность украинцев, уровень нелегальной торговли, провести консультации индустрией перед определением ставок”, – отмечает директор по корпоративным вопросам Imperial Tobacco в Украине Олег Стрекаль. Этот совет еще даже не создан, а правительство уже за два года хочет уравнять ставки на сигареты с фильтром и без фильтра и за 10 лет – поднять все ставки до европейского уровня, говорит эксперт. Судя по всему, Кабмин пока не планирует ориентироваться на требования СА и предпочитает устанавливать акцизы в “ручном режиме”. Выравнивание ставок он предусмотрел в предложенном варианте налоговой реформы. Одновременно правительство инициировало введение 5%-ного налога с продаж алкогольных напитков, табачных изделий и топлива. Подобный шаг, считают в Минфине, расширит доходную базу местных бюджетов.
“После введения налога цены на сигареты вырастут еще на 10-15%. Администрирование нового налога потребует существенных затрат, ведь в Украине больше 90 тыс. точек розничной торговли табаком”, – отмечает Когут. К тому же предоставление права местной власти устанавливать размер налога для отдельных категорий подакцизных товаров создаст условия для коррупции.
По информации источников ЭП, после провала в Верховной Раде голосования за проект закона о налоговой реформе в Министерстве финансов проходили встречи с бизнесом относительно целесообразности этих инициатив. “Найти общий язык пока не удалось. Минфин настаивает на 5% налога с продаж и готовит новые поправки в Налоговый кодекс. До середины октября ведомство планировало повторно внести проект в парламент”, – уточнил источник в аппарате Кабмина.
5%-ный налог с оборота проводится под “соусом” децентрализации и увеличения наполнения местных бюджетов. Но примечательно, что такой налог противоречит Директиве ЕС 2011/64. Ни одна страна в Европе не использует такого рода налог. А значит, рано или поздно он будет отменен и в Украине. То есть местные советы со временем окажутся без обещанных денег.
С 2009 г. объемы производства и потребления табачной продукции падают. За последние 5 лет производство сократилось на 33,7%, потребление – на 40,5%.
Пока бизнес не ждет перелома этой тенденции. По прогнозам “JTI Украина”, сокращение в 2014 г. по сравнению с 2013 г. составит 2,5%. Важными причинами стали потеря крымского рынка и война. Однако есть нюанс: статистика отображает только легальные производство и потребление. Главная причина сокращения, по словам Стрекаля, состоит в замещении легальной продукции контрабандой и контрафактом. “Рост теневого рынка до 10% потребления – это реакция на просчеты акцизной политики”, – говорит он. Такая тенденция может ускориться. Курс на повышение акцизов до европейского уровня приведет к подорожанию сигарет и подтолкнет особо сообразительных дельцов к поиску более дешевых вариантов их реализации. “Уравнение ставок акцизного налога для сигарет с фильтром и без фильтра за два года приведет к росту теневого рынка, сокращению поступлений в бюджет, больно ударит по небогатым курильщикам”, – отмечает менеджер Imperial Tobacco.
Он убежден, что правительство не получит ожидаемых поступлений, поскольку не менее 30% курильщиков сигарет без фильтра переключатся на нелегальный товар. Вследствие этого государство получит в лучшем случае 0,2 млрд. грн. “Предложенные сценарии мы не поддерживаем”, – говорит Стрекаль. В качестве альтернативы он предлагает инициативу, которая выгодна уже его компании. (Экономическая правда/Пищепром Украины и мира)