На экспертном совете при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) по развитию конкуренции в сфере розничной торговли предложено запустить в России продовольственную адресную помощь, пишут “Ведомости”, ссылаясь на представителя ФАС. Такой механизм используют для стимулирования потребительского спроса: некоторые категории граждан получают средства на покупку продуктов питания из списка социально значимых товаров. Предложение будет в протоколе заседания, служба поддерживает идею, говорит ее сотрудник.
Адресная продовольственная помощь сейчас становится актуальной, считает и Минпромторг. Эта программа позволяет решить проблему роста цен рыночными способами, т. е. помощью нуждающемуся гражданину купить определенные продукты, говорит представитель министерства: “Нерыночные способы (регулирование цен и наценок, административное давление на торговлю и производителей) чреваты еще большим ростом цен, дефицитом и т. д. После того как правительство запретило ввоз в Россию некоторых видов сельхозпродукции из США, стран ЕС, Норвегии, Канады и Австралии, Минпромторг и региональные чиновники следят за ценами на 40 продуктов питания.
Адресные программы по продовольствию, как правило, затрагивают свежие продукты – овощи, фрукты, рыбу, мясо, молочную продукцию, говорит представитель Минпромторга. Они достаточно дороги, и малоимущие стараются заменить их более дешевыми суррогатами, консервами, сказал он: “Помимо социальной стороны программа адресной продовольственной помощи важна для поддержки местных производителей. Речь о свежих скоропортящихся продуктах, а это продукты местного производства. Это оптимальный способ расходования государственных средств, так как субсидируется потребитель и практически исключаются хищения и злоупотребления”.
Идея введения продовольственных карточек в России за последние несколько лет появлялась неоднократно – после скачков инфляции, засухи и т. п. В 2008 г. законопроект о продовольственных сертификатах для пенсионеров, инвалидов и других социально не защищенных слоев населения разрабатывала “Единая Россия”, идею поддерживал занимавший тогда пост министра сельского хозяйства Алексей Гордеев. В 2010 и 2012 гг. чиновники возвращались к этой идее в разных вариациях – обсуждались, в частности, сертификаты и субсидии. Против таких мер всегда выступал Минфин, который указывал, что в стране уже есть отдельные программы для поддержки сельхозпроизводителей и малоимущих. В некоторых регионах продовольственная поддержка сейчас действует в той или иной форме. Например, в Москве в 2012 г. тендер на оказание продовольственной помощи многодетным семьям выиграла розничная сеть “Перекресток” (входит в X5 Retail Group).
“Предыдущие программы не были реализованы, так как они предполагают выделение дополнительных денег – либо федеральных, либо субъектов, а с этим всегда есть сложности. Эту идею можно обсуждать, когда идет скачок цены, сейчас она пока преждевременна”, – считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. Это может быть довольно простой в реализации и эффективный метод поддержки спроса, если будут установлены ограничения по товарным группам и отечественным производителям, возражает гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. Даже договоренность только с крупнейшими федеральными розничными сетями позволит покрыть практически все регионы, говорит он. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича не комментирует адресную продпомощь до разработки конкретных предложений. (Ритейлер/Пищепром Украины и мира)