Казахстанское виноделие находится в упадочном состоянии уже 28 лет, с начала советской кампании по борьбе с пьянством и самогоноварением 1985 г. По мнению пожелавшего остаться неназванным специалиста Ассоциации виноделов РК, которое он высказал Forbes Kazakhstan, отрасль и ее сырьевая база – виноградарство могут прекратить существование в течение одного ближайшего поколения. Согласно же информации президента Союза виноделов РК Артуша Карапетяна, если площадь виноградников в республике в догорбачевский период составляла 30 тыс. га, то сейчас плодоносные виноградники занимают лишь половину этой территории, обеспечивая работой примерно 15 тыс. человек. Ветеран отрасли описал ситуацию следующим образом: “Эти виноградники находятся в фермерских и индивидуальных хозяйствах и вынуждены выживать самостоятельно. Они получают минимальную помощь и дотации от государства, а порой не имеют и ее”.
Главной же экономической причиной пессимизма виноделов является бурный и ничем не сдерживаемый импорт вина из-за рубежа.
Собеседник из Ассоциации виноделов утверждает, что средний рост ввоза алкогольных напитков в страну в последние 5 лет колебался в пределах 15-20% ежегодно. По данным Министерства финансов, в 2010-2012 гг. импорт вина составил 572 тыс., 637 тыс. и 1670 тыс. декалитров соответственно. Иными словами, это 7627 бутылок, 8493 бутылки и 22667 бутылок. Для сравнения: с 2010 г. по 2012 г. в Казахстане было произведено 860 тыс., 853 тыс. и 700 тыс. декалитров вина соответственно. То есть 11466, 11373, 9333 бутылки. Основной причиной столь быстрого роста импорта стали межправительственные соглашения о свободной торговле с Молдовой и Грузией. Эти документы освободили казахстанских партнеров от уплаты таможенных пошлин и гарантировали защиту от ограничений экспорта товаров. Второй удар для отрасли пришел вместе с введением Таможенного союза. Эксперты ассоциации считают неравными возможности каждого из участников ТС. Казахстанские союзники стремятся защититься от наплыва спиртных напитков из-за рубежа путем ограничений в доступе на рынок для иностранных игроков. В Казахстане же обратная ситуация – алкогольный рынок свободен от количественных и качественных ограничений даже для стран, не состоящих в ТС.
Подобная свобода привлекает сюда новых поставщиков и приводит к появлению большого числа оптовых компаний со специализацией на спиртных напитках. “Любой желающий имеет возможность приехать в Казахстан и торговать здесь алкоголем, в то время как мы не можем зайти даже на российский рынок”, – сетует Карапетян, семья которого владеет компанией Winnac, занимающейся производством 32 марок вина, а также крепких спиртных и безалкогольных напитков. (Здесь следует заметить, что казахстанские коньяки и вина отчасти допускаются в отдельные регионы РФ, например, в Москву и Новосибирск.)
В качестве примера здоровой конкуренции эксперты приводят США. Каждый штат может иметь лишь три оптовые компании по закупу спиртного. Доступ для фирм из других штатов закрыт.
Среди внутренних проблем отрасли можно выделить плохую организацию. “До недавнего времени в списке сельскохозяйственных отраслей не было виноградарства. Государство рассматривало вино исключительно как акцизный товар, фактически вверив отрасль в ведение Налогового комитета Министерства финансов. Естественно, их не интересовало положение дел в винопроизводстве”, – говорит Артуш Карапетян. Ситуация изменилась лишь 27 июля 2013 г., когда около 70 руководителей алкогольных предприятий встретились с членами правительства и было решено передать виноделие и виноградарские хозяйства Минсельхозу. Была принята программа развития отрасли. Уже в этом году хозяйства Южно-Казахстанской области начали получать льготные удобрения, гербициды, ГСМ.
Государственная помощь виноделию отныне оказывается безвозмездно. По данным за 2013 г., в Минфине числилось 37 винодельческих хозяйств, однако не все они пользуются поддержкой государства. Программа развития отрасли направлена на то, чтобы вернутся к показателям 70-х годов по количеству выпускаемого вина и поднять его качество. В порядке дополнительной помощи государство полностью упразднило налог на производство первичного виноматериала, выделяет по 1 млн. тенге за каждый гектар посаженного винограда, не ставя перед хозяйствами никаких особых условий. Эта сумма отпускается равными частями на протяжении трех лет, пока на четвертый сезон виноградник не начнет плодоносить. После этого финансирование прекращается. Проблема заключается в том, что большинство действующих хозяйств имеют площадь менее 1 га, и на них поддержка не распространяется. Поэтому признаков улучшения в отрасли покуда не наблюдается.
Долгое время помощь от государства, которую получали хозяйства, выражалась возмещением 40% затрат на посадку и выращивание многолетних насаждений винограда и виноградников, заложенных саженцами и по традиционной технологии, из республиканского бюджета. Бюджетные затраты не оправдались, так как количество многолетних насаждений росло, увеличивая расходы на ликвидацию изреженности винограда, обрезку запущенных кустов, ремонт и коренную реконструкцию насаждений. В итоге состояние многолетних насаждений ухудшилось: ведь программа не предусмотрела текущие затраты на поддержание растений в здоровом состоянии.
В Ассоциации виноделов РК наиболее логичным шагом дальнейшей господдержки отрасли считают 50%-ные льготы на лизинг техники, кредиты и поливную. Самое же главное, по мнению экспертов, – чтобы хозяйства могли беспрепятственно пользоваться всем этим. По словам Карапетяна, на совещании с участием премьер-министра, которое состоялось в феврале в Минсельхозе, было принято решение дать еще большие льготы фермерским хозяйствам и переработчикам. “Это нормальная практика, французское правительство помогает своим виноделам и стремится упростить доступ к помощи. Например, существуют механизмы, гарантирующие выплату страховки в случае климатических проблем, а если винодел не смог продать свой товар, то государство покупает его, перерабатывая в коньячный спирт, который затем реализует для различных нужд”, – утверждает Артуш Карапетян. Сейчас, по его словам, французы хранят на складах около 4 млн. гекалитров коньячного спирта.
Другой внутренний барьер заключается в менталитете населения. Казахстанцы не привыкли потреблять слабоалкогольные напитки. По информации Карапетяна, лишь 5-6% населения предпочитают вино остальному алкоголю. В среднем житель страны выпивает всего 2,5 л вина в год. Тогда как, например, француз – 76 л, что, кстати, приводит к “французскому парадоксу” – непропорционально низкому уровню сердечно-сосудистых заболеваний на фоне повальной привычки есть жирную еду. “Пьянство у нас решили искоренять с помощью полного запрета рекламы спиртных напитков, хотя проблема заключается в низкой культуре пития”, – заявляет бизнесмен.
Союз виноделов включает производителей натурального вина, таких, как Chateau Karakemer, которые пока испытывают трудности с реализацией товара. Объединение собирается начать маркетинговую кампанию, чтобы убедить хотя бы часть потребителей перейти с крепких напитков на вино. Тот спрос, что существует сейчас, вынуждает многие хозяйства давать больший объем по меньшим ценам, в ущерб качеству продукта. Перерабатываются все ягоды с виноградника, включая неспелые.
Ряд предприятий пошел по легкому пути – переходят на производство винных напитков из сусла и концентратов узбекского производства. “Потому что подобная практика гораздо рентабельнее и способна дать какой-то финансовый результат в кратчайшие сроки, – комментирует Карапетян. – Тогда как натуральный напиток выпускать гораздо труднее и дольше”.
В то же время недавняя девальвация тенге сильнее всего ударила по тем производителям, которые закупают сырье и бутылки за рубежом. “Я призываю предприятия выращивать собственные плоды, самим заниматься переработкой и продавать натуральный продукт. Эта модель гораздо более стойкая к экономическим катаклизмам”, – заявляет Артуш Карапетян.
Chateau Karakemer можно выделить как компанию, взявшуюся за создание дорогостоящего натурального вина. 20 га земли засажены 100 тыс. пробирочных саженцев из Тулузы для изготовления красного вина. Еще 10 га готовятся для посадки белых сортов. Каждый саженец обошелся владельцу шато Нагиме Тавановой в 1,64 евро. На начальных стадиях производители пользовались помощью специалистов из Бордо, Эльзаса и Великобритании. Производственный процесс в шато включает все стадии – от посадки до розлива в собственные бутылки. При этом он является безотходным. Непригодные для виноделия материалы скупают изготовители косметических товаров. Сегодня шато продает две марки красного купажированного вина в двух точках Алматы, которое также распространяется посредством дегустаций.
По отзывам представителей алматинских винных галерей, компания предлагает вполне достойное вино, у которого может быть прочное положение на национальном рынке. Хотя она должна провести еще много работы для доведения вкусовых качеств продукта до уровня иностранных конкурентов, включая тех, кто работает по современной методике упрощения букета в пользу приобщения потребителя к массовому вину по низкой цене. В противном случае Chateau Karakemer может повторить печальную судьбу некогда многообещающей АВК “Капланбек”, которую объявили банкротом 7 июня 2011 г. и шансы которой на возрождение в ближайшие годы невысоки. Другим случаем падения является иссыкское вино “Болек”, которое исчезло с полок магазинов в 2011 г. Компания пригласила специалистов из Италии, решила использовать дорогостоящую технологию и тоже выпускала перспективный продукт. Однако сразу после отъезда консультантов обратно в Европу качество резко упало. Вино потеряло доверие покупателей и исчезло из оборота.
Винный бум в Казахстане, как ни странно, совпал с кризисом 2008 г. Именно после тех событий открылось большинство энотек и галерей, которые до сих пор работают в Алматы и приобщают к благородному напитку жителей других городов страны. Начиная с 2010-2011 гг. вино приобрело модный статус и начало медленно завоевывать потребительский сегмент в возрасте 21-25 лет. Неудивительно, что спрос склоняется в пользу недорогих марок.
Согласно мнению экспертов компании Glavvinoprodukt, потенциал казахстанского рынка вина достигает примерно $70 млн., хотя пока он составляет лишь $27 млн. По информации алматинского бутика ProVino, средний чек при покупке вина на вынос равняется 5 тыс. тенге, в то время как при потреблении внутри заведения варьируется в пределах 15-20 тыс. Представители энотеки считают, что это довольно комфортный бизнес, с хорошим оборотом и невысокой конкуренцией. Пик спроса приходится на конец ноября – декабрь и вдвое меньший на март. С началом отпускного сезона спрос падает в связи с тем, что постоянные клиенты отдают предпочтение потреблению и покупкам вина в Европе по более низким ценам. Дорогие марки обычно покупаются в качестве подарка. Бестселлерами являются красные итальянские вина и белые новозеландские.
С другой стороны, продажа вин в Казахстане является медленно развивающимся бизнесом. Торгующие и дорогими и дешевыми марками жалуются на недостаточное приобщение потребителей к винной культуре даже после 5-6 лет постоянной работы. По мнению представителей ProVino, эта ситуация продлится еще минимум 5 лет. Среднестатистический клиент – это представитель среднего класса, мужчина среднего возраста с базовыми знаниями о напитке.
При низкой оборачиваемости и высокой сопротивляемости рынка бизнес базируется на продавцах-экспертах. В стране мало сомелье, и часто они не оправдывают своей стоимости для заведения. Большинство сотрудников либо самоучки, либо имеют более простую квалификацию. Между тем правильная рекомендация приводит к потребительской лояльности, развитию знаний клиента о продукте и повышению спроса с его стороны.
Бизнес также сталкивается с агрессивной политикой больших алкогольных компаний. Они фактически скупают полки, винные карты и навязывают эксклюзивные обязательства по продаже определенных напитков вроде наиболее знаменитых брэндов шампанского. Тогда как у винных бутиков в Европе спрос не в пользу массовых марок, а в пользу продукции маленьких хозяйств, работающих несколько веков.
После прохождения казахстанской таможни бутылка вина дорожает, как правило, на 30%, а добравшись до полки магазина, – еще на 40-50%. При подаче вина в баре цена поднимается еще на 30%, а в ресторане последняя накрутка может доходить и до 300% в фешенебельных заведениях. Наиболее дорогое вино пользуется популярностью в Астане, так как бутылки там расходятся в качестве подарков важным персонам. При этом эксперты Glavvinoprodukt отмечают неоправданно высокие цены. Столичный рынок на 3-4 года отстает в развитии от алматинского, его рост сдерживается холодным климатом, который стимулирует продажи крепкого алкоголя. Высокие цены на хорошее вино также наблюдаются на западе страны, где в менеджменте нефтяных компаний сконцентрировано множество его осведомленных потребителей, а предложение ограничено сложной логистикой, так что средний чек обходится на 80% дороже, чем в Алматы. (Forbes.kz/Пищепром Украины и мира)
Если вам нужны квартиры Горячий Ключ, советуем обратиться сюда. Здесь можно оформить сделку без посредников, комиссий и доплат.