В этом году рынок водки впервые за несколько лет показывает устойчивый рост. Производители и импортеры спешат воспользоваться увеличившимся потреблением, однако чиновники могут запросто испортить эту идиллию. По данным Госкомстата, за январь-май производство водки и других горячительных напитков в Украине увеличилось на 13,6% – до 13 млн. дал. В прошлом же году результаты работы отрасли были удручающие – по сравнению с 2010 г. выпуск крепкого спиртного уменьшился на 21,5%, до 33,247 млн. дал. Как отметил директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов, несмотря на ощутимый рост внутреннего производства, не теряли темп и импортеры крепких напитков. По данным экспертов из Pro-Consulting, поставки из-за рубежа на отечественный рынок также значительно выросли. Если в январе-марте минувшего года в Украину было ввезено 216,1 тыс. дал, то за тот же период текущего этот показатель увеличился на 90,6% – почти до 412 тыс. дал. “Одной из основных причин роста производства и импорта водки является проведение чемпионата Евро-2012”, – считает Александр Соколов. Производители не растерялись. Львовский ликеро-водочный завод “Гетьман” (ТМ “Мороша”, Global Spirits) увеличил мощности в два раза – до 25 тыс. бутылок в час. Причем на полную мощность завод выведет производство к осени.
Как отмечают в компании, установленная на предприятии современная итальянская линия – робот с сенсорным управлением – не имеет аналогов в Украине. Общие инвестиции в проект составили более 2 млн. евро. “Мы завершили более чем двухлетний период переоборудования и модернизации мощностей”, – отметил совладелец ЛВЗ “Гетьман” Олег Баляш. По словам управляющего брэндом “Мороша” Андрея Матузко, за восемь месяцев с начала выпуска экобрэнд завоевал почти 15% рынка. До конца года компания планирует увеличить этот показатель до 20%. Неплохо идут дела и у крымских производителей. “За пять месяцев производство Крымской водочной компании выросло на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Логично, что за счет падения нелегального рынка водки у легальных производителей, которые платят акцизный сбор, появляется больше возможностей для производства и продажи своей продукции”, – говорит генеральный директор “Крымской водочной компании” Джонотан Вейл. Но далеко не у всех брэндов такое удачное положение на рынке. По данным аудита розничной торговли категории “водка” компании RTRI, если сравнивать продажи в литрах за два последних шестимесячных периода (MAT11: A/M10 – F/M11; MAT12: A/M11 – F/M12), то ухудшились позиции “Хлебного дара”, “Цельсия”, “Хортицы”, “Нашей марки”, “Хуторка” и “Приватной коллекции”. Как отмечает Джонатан Вейл, с начала года производство легальной водки выросло, но в мае снова начал увеличиваться выпуск нелегальной продукции. По данным аналитиков, объем теневого рынка водки Украины в 2011 г. оценивался на уровне 15-40%.
При этом в связи с увеличением минимальных розничных цен (МРЦ) на продукцию алкогольный рынок становится менее привлекательным для теневиков, что способствует снижению объемов контрафактной продукции. Стоимость водки выросла для потребителя в среднем на 5-7 грн. за бутылку 0,5 л, и покупатель уже смирился с новыми ценами, частично перейдя на коньяки. Однако цветущие показатели могут завянуть, если уровень МРЦ будет пересмотрен. “Уже в этом году Кабмин инициирует повышение МРЦ на водку. Проектом предусматривается рост оптовой цены за бутылку водки 0,5 л на 19,2%, или на 3,4 грн. – до 21,1 грн., а розничной цены – на 16,86%, или на 4,4 грн. – до 30,5 грн. за бутылку 0,5 л”, – говорит Александр Соколов. По его словам, такая ситуация может повлечь за собой негативные настроения не только со стороны потребителей алкогольного напитка, но и со стороны производителей, так как от такого подорожания выиграют лишь немногие крупные брэнды. “Украинский рынок водки сложный и непредсказуемый. Его объем практически не изменяется, но ввиду достаточной регулированности в постоянном объеме рынка происходят резкие скачки нелегальной составляющей и, как следствие, падение легального сектора. Такая ситуация может резко измениться благодаря вмешательству правительства, чтобы опять через некоторое время повториться – это основная особенность отрасли, которая проходит нелегкий путь становления”, – констатирует коммерческий директор компании Nemiroff Сергей Блескун. (Экономические известия/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)