Компании Pepsico Inc и Coca-Cola опубликовали финансовые результаты за первый квартал, которые превзошли прогнозы аналитиков. В этой связи интересно сравнить показатели этих двух рыночных лидеров. Конкурирующие за место на рынке, обе компании вынуждены бороться с ростом цен на сырьевые товары, так как значительное повышение конечных цен на продукцию может отпугнуть покупателей. Хотя компании работают по очень похожим бизнес-моделям, акции компании Coca-Cola существенно превосходили по результатам компанию Pepsi в течение последних лет. Лично у меня превосходство Coca-Cola перед Pepsi не вызывает большого удивления, учитывая стремительный рост, который продемонстрировала компания за прошедший год по сравнению со своим главным конкурентом. Что действительно меня поразило, так это большая разница в динамике их акций: 44% против -0,5%. Пять лет назад обе акции были оценены приблизительно одинаково относительно своей рентабельности. По состоянию на конец апреля 2007 г. 12-месячные форвардные показатели P/E для Coca-Cola и Pepsi были равны 19,5 и 19,1 соответственно. У Coca-Cola масштабы деятельности действительно лучше, чем у Pepsico. Как видно из приведенной ниже таблицы, в течение последних пяти лет Coca-Cola постоянно показывала более высокую валовую и чистую маржу прибыли, чем Pepsico. Поскольку компания Pepsico имеет более диверсифицированный портфель продуктов, включая направления Frito Lay и Quaker, в также широкую линейку предлагаемых напитков, ее затраты на входе в соотношении с общей выручкой выше, чем у Coca-Cola, а следовательно, она имеет более низкую маржу.
В прошлом году Coca-Cola серьезно наступила на пятки Pepsi, вытеснив брэнд компании на третье место в рейтинге самых популярных содовых напитков в США. В настоящее время Coca-Cola занимает первые две строчки этого рейтинга со своими продуктами Coca-Cola и Diet Coke. Без решительных действий Pepsi не сможет участвовать в этой содовой конкуренции. Летом прошлого года компания пустила новую рекламную кампанию со слоганом “Лето – время Pepsi” (Summer time is Pepsi time). Интересно, что она придумает этим летом, чтобы побороться за внимание покупателей, ведь Coca-Cola является одним из главных спонсоров Олимпийских игр-2012 в Лондоне. Pepsico объявила о планах увеличить в этом году бюджет на маркетинг, чтобы возродить свой бизнес прохладительных напитков в Северной Америке. Выручка и прибыль этих компаний главным образом, конечно же, зависит от узнаваемости брэнда. Чем больше рекламы, тем больше количество проданных товаров. За последние годы компаниям Coca-Cola и Pespico удалось добиться достойного роста выручки. Если сравнить их темпы роста, то на протяжении последних 10 лет они демонстрировали похожие годовые темпы роста с учетом сложных процентов (CAGR). Ежегодно Coca-Cola прибавляла по 10,2% в плане выручки, а Pepsico удалось добиться результата в 11,4%. Что касается прибыли на акцию (EPS), то по этому показателю Coca-Cola превзошла Pepsi с результатом роста CAGR на уровне 11,7%, в то время как Pepsi реализовала “только” 8,9%.
Несмотря на заметно увеличившуюся маркетинговую деятельность в 2011 году, Pepsico не смогла сохранить устойчивый рост выручки после 2010 г., когда он составил 33,8% по сравнению с 2009 г. Стоит отметить, что в 2009 г. объемы продаж Pepsico опустились до нулевого показателя роста по сравнению с предыдущими годами, свидетельствуя о значительном снижении потребительских расходов. Аналогичный спад продаж за этот же период показали такие компании, как Starbucks и McDonald’s , то есть снижение расходов потребителей не было характерно для какого-то конкретного сектора. Обе компании показывали не только органический рост, но и рост посредством приобретений, что отразилось в их показателях EPS. Значительный прирост EPS компании Coca-Cola в 2010 г. главным образом был связан с разовым безналичным поступлением от сделок по приобретению североамериканских активов у компании Coca-Cola Enterprises. Аналогичным образом в 2010 г. значительный вклад в выручку Pepsi принесла покупка ботлеров The Pepsi Bottling Group (PBG) и PepsiAmericas. Помимо приобретений, Pepsi увеличила масштаб операций на европейском и азиатском рынках. Таким образом, очевидно, что обе компании не только стремятся увеличивать выручку за счет повышения узнаваемости своего брэнда и наращивания объема продаж, но и за счет модернизации своих бизнес-моделей и приобретений. Хорошо рассуждать со знанием дела о том, что уже произошло, но аналитики продолжают прочить компании Coca-Cola прибыльное будущее со значительным опережением Pepsi. В настоящий момент 12-месячные форвардные показатели P/E для Coca-Cola и Pepsi равны 17,8 и 15,8 соответственно, и оба выше пятилетних средних значений. Кроме того, ожидается, что в этом году обе компании принесут дивидендную доходность в 2,7% и 3,2% соответственно. Я бы не сказал, что акции этих компаний дешевые, но это довольно надежный выбор в таких изменчивых рыночных условиях. Они, без сомнения, останутся лидерами на рынке, так как оба эти брэнда являются одними из самых ценных в мире. Хотя я сделал акцент на ключевых продуктах Coca-Cola и Pepsi, у этих компаний есть и другие преимущества. Обе компании постоянно расширяют линейку своих товаров и совершенствуют свою продукцию. Обе компании предлагают спортивные напитки, соки и воды. Кроме того, Pepsico имеет широкий ассортимент закусок. Интересно, получится ли у Pepsico в этом году набрать обороты за счет повышения узнаваемости брэнда, что в конечном итоге приведет к увеличению объема продаж. (Retail.Ru/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)