Водки “Зеленая марка” и Parliament в этом году вернулись под контроль российского бизнеса. Купивший их пять лет назад польский алкогольный холдинг Central European Distribution Corporation (CEDC) не смог справиться с ролью лидера водочного рынка России и летом был на 100% консолидирован “Русским стандартом” Рустама Тарико. Сделка позволила россиянину стать вторым по величине производителем водки в мире.

Алкогольный бизнес Рустама Тарико, чье текущее состояние Forbes оценивает в $1,75 млрд., еще в середине 2000-х годов вышел за пределы России: уже тогда 30% продаж созданной им водки “Русский стандарт” (разливается на одноименном заводе в Санкт-Петербурге) приходилось на зарубежные рынки. Господину Тарико этого показалось мало. В ноябре 2011 г. он купил за $25,4 млн. 9,9% торговавшейся на NASDAQ CEDC. К тому моменту CEDC сделала на российском водочном рынке рекордное количество покупок для иностранной компании: у группы физических лиц она купила водку Parliament и завод по ее производству, у Марка Кауфмана – дистрибутора элитного алкоголя Whitehall и премиальную водку Kauffman, у группы “Промышленные инвесторы” – лидера водочного рынка группу “Русский алкоголь” с брендами “Зеленая марка”, “Журавли”, “Маруся”, а также с тремя заводами по выпуску водки и заводом слабоалкогольных напитков. Потратив на все эти активы около $1,8 млрд., сделавшие ее крупнейшим производителем водки в России (CEDC занимала до 15% российского рынка водки), менеджмент холдинга не смог справиться с управлением.

На момент появления Рустама Тарико в CEDC компания уже была нерентабельной. За третий квартал 2011 г. производитель, чей долг достигал $1,3 млрд., получил чистый убыток $839,9 млн., а его капитализация в 2011 г. упала почти в шесть раз. К осени 2011 г. CEDC стоила всего $350 млн. Компания оказалась на пороге банкротства. Владелец “Русского стандарта” решил воспользоваться ситуацией и взять под свой контроль холдинг. На это у него ушло более полутора лет. Сопротивление предприниматель получил от членов совета директоров польской компании, которые не хотели давать ему больших полномочий в управлении бизнесом в рамках плана по реструктуризации долга. Источник, знакомый с ходом сделки по CEDC, рассказывал “Ъ”, что члены совета директоров мало что понимали в алкогольном бизнесе, но при этом стремились как можно дольше сохранить свои посты: их контракты давали не только хорошие зарплаты, но и приличный соцпакет, покрывающий их затраты на перелеты, обучение детей и другие расходы.

Еще одним барьером на пути Рустама Тарико стала инвесткомпания А1 (входит в “Альфа-групп”), которая в марте 2013 г. предложила совету директоров CEDC альтернативный план реструктуризации долга. В качестве соинвесторов А1 готовы были поучаствовать один из акционеров CEDC Марк Кауфман и группа SPI (водка Stolichnaya) Юрия Шефлера. Претендовала на CEDC А1 всего месяц: она выбыла из борьбы после того, как договорилась с “Русским стандартом” о том, что предоставит ему кредит на $100 млн., который позволит ей в будущем получить до $52,1 млн. в виде процентов и прочих выплат. В марте этого года CEDC, не сумев выплатить $310 млн. держателям облигаций, объявила о своем банкротстве. Кредиторы компании, а позднее и американский суд поддержали план реструктуризации господина Тарико, по которому он получил 100% компании, а кредиторы – возможность вернуть в будущем примерно половину своих средств. Сделка, которая обошлась Рустаму Тарико примерно в $440 млн., была закрыта в начале июля. В итоге российский бизнесмен стал не только крупнейшим производителем водки в России, но и вторым – после компании Diageo – в мире с объемом выпуска 24 млн. дал в год. Основная задача Рустама Тарико теперь состоит в налаживании эффективной работы доставшегося ему бизнеса. Делать это ему предстоит в непростых рыночных условиях. В России, которая давала CEDC более 70% выручки, в этом году отмечалось существенное сокращение объемов производства легальной водки: по данным Росстата, за январь-ноябрь ее выпуск снизился на 14,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Причиной тому являются резкий рост акциза на крепкий алкоголь (только с начала года он увеличился на 33%, до 400 руб. за 1 л безводного спирта) и, как следствие, увеличение доли нелегальной водки – по самым смелым оценкам участников рынка, она сейчас достигает уже 50%. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)