У казахстанских фермеров, занимающихся молочным животноводством, главная беда – дефицит и дороговизна кормов. А у молочников – проблемы с сетевыми магазинами, предпочитающими продвигать импорт.

Как верит министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков, производство молока в Казахстане к 2020 г. увеличится до 1,7 млн. т, что позволит значительно снизить долю импорта в этом сегменте и увеличить норму потребления у населения. Для осуществления задуманной цели Минсельхоз разработал мастер-план по развитию молочного скотоводства в Казахстане на 2014-2020 гг. План предусматривает строительство 20 промышленных молочно-товарных ферм по 1,2 тыс. голов и 2 тыс. мини-ферм в регионах мощностью до 200 голов. Однако достигнуть желаемых показателей будет непросто.

Местные производители молока обвиняют казахстанские торговые сети в том, что те не способствуют продвижению национальных продуктов на своих прилавках. Еще до образования Таможенного союза эксперты выражали опасения по поводу возможного сокращения национального молочного рынка в республике в связи с увеличением доли импорта. Как объясняет сопредседатель Молочного союза Казахстана Аида Сапаргазинова, иностранные компании заходят на рынок Казахстана, используя методику “троянского коня”: вначале ими выставляется продукция с низкой ценой, которая ослабляет конкурентоспособность продукции местных производителей, а потом цены поднимаются до рыночных. “Мы не призываем казахстанцев покупать продукцию только национального производителя, у каждого должно быть право выбора. Но мы должны свои границы защитить от недобросовестной конкуренции”, – заявила Сапаргазинова.

Сапаргазинова рассказала, что казахстанские торговые сети предоставляют более выгодные условия для импортного товара, первоначальная стоимость которого ниже местной продукции до 30%; следовательно, наценка торговой сети какое-то время может быть более высокой.

В Молочном союзе предлагают поставить заслон недобросовестной конкуренции. Для решения этой проблемы союз предлагает расследовать ситуацию с продажей товаров по искусственно заниженным ценам, создать систему контроля всей импортной продукции, ввести защитные пошлины и усилить на границе ветеринарный надзор. Однако часть этих мер априори неосуществима для стран-участниц ТС.

Но вот что осуществимо, так это обязать иностранных производителей молочной продукции указывать на этикетке информацию об использовании растительных жиров. Правда, опять-таки сделать это можно только в рамках ЕЭП. “В продукции зарубежных поставщиков содержатся растительные жиры, которые намного дешевле. И технологически проще такое молоко производить. Это касается не только молочного продукта в виде молока и кефира, а это касается мороженого и многих производных продуктов. Поэтому важно, чтобы была поддержка потребителей. Реальное содержание молочного продукта должно быть указано на упаковке”, – объясняет директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников. Он же говорит о том, что зарубежные поставщики нередко поставляют молочную продукцию с истекшим сроком годности.

В сетях отметают обвинения в пособничестве импортерам, прибегающим к демпингу и недобросовестной конкуренции. Менеджер торговой сети ТОО “Скиф Трейд” Андрей Доровских сказал, что на прилавках магазина представлена вся продукция – как местная, так и иностранная. Другое дело что жители сами не всегда покупают местную продукцию. “Насколько я знаю, в Казахстане не хватает своего молока, и о каком вытеснении может идти речь? На полке стоит вся продукция, и нет такого, чтобы мы делали какие-то наценки”, – добавляет Доровских.

Суджар Якуб, начальник отдела закупки свежих продовольственных товаров торговой сети METRO Cash&Carry, подчеркивает, что рынок молочной продукции, как и любой другой продукции, напрямую зависит от спроса и предложения. Другими словами, торговые сети только следуют тенденциям спроса на тот или иной продукт, в соответствии с размером спроса и выделяют место на торговых площадях тем или иным игрокам.

“Не все локальные молочные производители могут осуществить массивную рекламную кампанию своему продукту для обеспечения узнаваемости, продвижения первой покупки и далее формирования приверженности данному брэнду. Наши покупатели все еще ориентированы на рекламу по телевизору, на основании чего и делают выбор”, – говорит представитель торговли.

По его мнению, в отличие от местных производителей продукция мультинациональных компаний имеет высокие сроки годности для распространения даже в самые отдаленные уголки страны, и цена на нее ниже. Также продукция иностранных производителей выдерживает проверку качества и соответствует международным стандартам. Очевидно, Якуб имеет в виду транснациональные холдинги. “В то же время это не означает, что местные производители выпускают продукты низкого качества. Дело в том, что у них не всегда есть соответствующее оборудование и/или достаточные инвестиции для продвижения своих продуктов”, – дополняет он.

Аналитики также не склонны верить алармистским предсказаниям молочников о гибели отрасли. Они видят в основе конфликта производителей и сетей малую эффективность национального молочного животноводства.

В 90-е годы в Казахстане реформирование агропромышленного комплекса привело к тому, что вместо крупных товарных хозяйств образовалась масса мелких. По данным годичной давности Института политических решений, 82% производимого в Казахстане сырого молока приходится на них. В силу размеров эти хозяйства не в состоянии нести все затраты и обеспечить животных полноценными кормами и ветеринарным обслуживанием. К 2012 г. поголовье крупного рогатого скота по сравнению с 1990 г. сократилось в 1,7 раза – с 9,76 млн. голов до 5,7 млн. При этом в советское время 70% поголовья находилось в крупных товарных хозяйствах, 30% – в крестьянских и личных подсобных хозяйствах. Сложившаяся ситуация создает сложности в контроле качества закупаемого там сырья. Кроме того, из-за дефицита и дороговизны кормов в стране очень высока зависимость от сезонности надоев: летом молока в 3-3,5 раза больше, чем зимой.

Кормов же не хватает по другой причине. “Многие земли проданы. У крестьян практически не осталось пастбищ, – восклицает эксперт Молочного союза Казахстана Лидия Михеева. – Нет угодий, на которых они могли бы выращивать кормовые культуры. У нас в стране нет комбикормовой промышленности. Раньше были огромные заводы. Сейчас их нет. Поэтому в южных регионах, например, один день содержания коровы обходится в 600-700 тенге”.

В республике не производится или производится недостаточно сенаж, зерносенаж, кормовая свекла. Большая часть пастбищ, находясь в собственности людей, которым сельское хозяйство малоинтересно, пришла в негодность, и ситуация продолжает ухудшаться.

Директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Ерлан Хасенбеков отмечает, что в продовольствии доля импорта у Казахстана носит либо стабильно высокий характер, либо растет в последние 10 лет. “Казахстан действительно является нетто-импортером по целому ряду жизненно важных продуктов питания, в том числе по молочной продукции. По сухому молоку доля импорта составляет 94% от внутреннего потребления, по молочным продуктам – 24%, по обработанному молоку и сливкам – 13%. Основные факторы, способствующие этой динамике – мелкотоварность животноводства, невысокая продуктивность, низкое качество продукции”, – объясняет Хасенбеков.

“Для сравнения: доля подсобных хозяйств в общем поголовье скота у России составляет 42%, у Беларуси всего 5%. Более того, удельная доля КРС (крупного рогатого скота) с высокой молочной продуктивностью у нас довольно низка. Сосредоточение производства сырьевой части молочной продукции в личных подсобных хозяйствах отражается как на качестве, так и на себестоимости, которая существенно выше стоимости молока, производимого крупными сельскохозяйственными формированиями. Это делает неконкурентоспособной стоимость всей производимой в стране молочной продукции, ведь 70% цены молочных продуктов приходится на сырье”, – объясняет эксперт.

Чтобы изменить ситуацию, Хасенбеков предлагает предпринять ряд комплексных мер, которые бы затронули всю цепочку создания молочной продукции, включая улучшение кормовой базы, укрупнение хозяйств, внедрение стандартов качества, модернизацию молокоперерабатывающих предприятий.

“Ожидать роста конкурентоспособности казахстанской молочной продукции при изменении только лишь одного или двух факторов не приходится. Тем не менее, учитывая стратегическую важность этой продукции, а также активное вхождение на казахстанский рынок конкурентов из Таможенного союза, этот вопрос требует самого пристального к себе внимания”, – констатирует Ерлан Хасенбеков.

Похоже, что казахстанские производители молочной продукции еще не раз будут на себе ощущать результаты реформ 1990-х годов. А со вступлением в Таможенный союз “молочный спор” России, Беларуси и Казахстана еще более обостряет сложившуюся, и так нелегкую, ситуацию в молочной промышленности республики. (Эксперт-Казахстан/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)