Желание государства увеличить поступление “пьяных” денег в бюджет обернулось стремительным ростом нелегального рынка водки. По итогам первого полугодия 2013г. легальное производство главного российского спиртного напитка рухнуло почти на 30% к показателям года прошлого. Такой провал невозможно объяснить наличием у производителей запасов, сделанных перед очередным повышением акциза. Крупнейшие водочники не скрывают: рынок завален нелегальной водкой. Региональные дистрибуторы и ритейлеры, работающие “в белую”, говорят, что не в состоянии конкурировать с поднявшими голову нелегалами, и предлагают организовать специальные отряды алкополиции.
“Я не знаю, что можно сделать в этой ситуации”, – рассказывает Александр – крупный алкогольный оптовик и владелец нескольких розничных точек в одном из прилегающих к Москве регионов ЦФО. Свою фамилию и название компании собеседник издания просит не афишировать: “В магазинах вокруг почти в открытую торгуют левым товаром. Проверить это очень просто, но никто не проверяет. Значит, нет у проверяющих такого желания. А вот подставить могут запросто – поставят на полку бутылку левой водки, тут же пустят полицию”. Бизнес Александра переживает не лучшие времена: продажи как в опте, так и в рознице снизились примерно на 30%. И снижение алкоголизации населения тут ни при чем, уверен предприниматель. “Мы работаем в белую, а это значит, что не можем продавать водку и другое спиртное дешевле определенного уровня, – объясняет он. – А рядом кто-то продает те же водочные марки, но дешевле. И народ, и владельцы магазинов берут товар у них, хотя каждому разумному человеку понятно, что это «левак». Мне самому раз в два-три дня звонят, предлагают взять товар на реализацию значительно дешевле, чем напрямую от производителей. Мы так не работаем”.
Наблюдения, сделанные Александром, подтверждаются цифрами официальной статистики. По данным Росстата, в первом полугодии 2013 г. легальное производство водки в России снизилось на 29,3%, до 30,3 млн. дал. Падение производства крепкого алкоголя (крепче 25 градусов) составило 27%, до 36 млн. дал. Среди лидеров падения – крупнейшие российские производители: Алкогольная сибирская группа потеряла почти половину объема по сравнению с прошлогодними показателями, почти такое же падение (-46,1%) зафиксировано и для заводов CEDC/”Русский стандарт” и активов Александра Сабадаша (-47,9%). Промежуточным лидером в этих условиях стала “Синергия”, выпустившая с начала года 3,9 млн. дал крепких напитков, что, впрочем, на треть хуже показателей 2012 г. Из десяти лидеров рынка только три компании сумели улучшить свои показатели – “Татспиртпром” и “Башспирт”, активно работавшие на контрактный розлив федеральных водочных брэндов, и лидер в категории коньяков калининградский “Альянс-1892”. В самих компаниях признают, что падение показателей стало результатом конкуренции со стороны поднявших голову бутлегеров.
“Все, что сейчас происходит на рынке в виде падения производства легальных компаний и резкого роста левака, было абсолютно предсказуемо. Беспрецедентный рост акциза и, как следствие, рост цены на легальную продукцию, по сути, свел на нет все те позитивные изменения, которые происходили на рынке последние три года, – рассказал РБК daily председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. – Мы еще в декабре говорили, что увеличение ставки резко повысит спрос на левак, что, в свою очередь, приведет к формированию альтернативных каналов дистрибуции нелегальной продукции. Именно это и случилось”. Работающий у себя в регионе оптовик Александр говорит, что крупные производители упали ниже рынка потому, что их популярную продукцию подделывают чаще. “Подделывают то, что лучше продается, – объясняет он. – Поэтому я своим знакомым советую брать малоизвестные марки водки – меньше шансов нарваться на подделку”. По его словам, основной объем водочного контрафакта прокачивается через небольшие магазины в регионах. “В большие сети продавцам левака зайти сложнее, поэтому в Москве эта проблема заметна меньше, однако в провинции эта проблема ощущается острее”.
Крупные производители считают, что ситуацию с засильем контрафактной водки в рознице можно исправить с введением автоматизированной системы учета ЕГАИС для торговых точек. При этом, по словам Дмитрия Доброва, участники рынка понимают, что это не станет стопроцентной панацеей, так как ЕГАИС будет распространяться только на розничные точки, имеющие алкогольную лицензию. Но уже сейчас многие торгуют паленой водкой нелегально, без всякой лицензии, отмечает глава СПАП. “Нужна не автоматизированная система учета, а реальная спецслужба, что-то вроде алкогольной полиции – те, кто будет реально ловить и наказывать, – уверен оптовик Александр. – ЕГАИС зависит от качества связи, а в регионах она далеко не идеальна. К тому же в глубинке уже никого лишением лицензии не испугаешь. Нужен значительно более жесткий контроль”. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)