В 2012/13 г. следует ждать резкого сокращения мирового производства оливкового масла. По оценке Международного Совета по оливковому маслу (IOOC), оно снизится до 2,50 млн. т с 3,41 млн. т в 2011/12 г., т. е. почти на 27%. Это самое масштабное падение по крайней мере с 90х годов прошлого столетия и связано оно с катастрофическим неурожаем и даже гибелью части оливковых деревьев в Испании, на долю которой в последние годы приходилось почти половина мирового выпуска оливкового масла.

С 2009 г. по 2012 г. производство оливкового масла в Испании росло очень высокими темпами, увеличившись с 1,03 млн. т до 1,61 млн. т, т. е. со среднегодовым темпом более 16%.

Тяжелая засуха 2012 г. привела не только к резкому сокращению урожая оливок в Испании, ни и заметно ухудшила его качество: большинство плодов последнего урожая имеют меньшие размеры и меньшую сочность. Еще более усугубила ситуацию необычно холодная для этой средиземноморской страны погода, наблюдавшаяся в течение трех недель ноября 2012 г. В этот период многие оливки оказались повреждены заморозками.

Особенно сильно пострадала в прошлом году от погодных катаклизмов Андалузия, где сосредоточены наиболее крупные в Испании оливковые плантации, а выращиванием оливок занимаются более 65 тыс. фермеров. В 2012 г. урожай оливок в Андалузии оказался худшим за последние 13 лет.

Столь удручающая картина заставила испанское агентство по оливковому маслу понизить прогноз его производства в 2012/13 г. с 820 тыс. т (на таком уровне оно оценивалось в ноябре 2012 г.) до 600 тыс. т. Таким образом, производство сократится по сравнению с предыдущим сезоном почти на 63%.

Некоторый рост выпуска оливкового масла, ожидаемый в текущем сезоне в других европейских странах (в частности, в Италии с 450 тыс. т до 490 тыс. т и в Греции с 295 тыс. т до 350 тыс. т), не сможет кардинально переломить неблагоприятную ситуацию, тем более что ряд крупных продуцентов за пределами ЕС (например, Марокко) также ожидает сокращения производства.

Мировое производство оливкового масла, тыс. т

2009/10 г. 2010/11 г. 2011/12 г. 2012/13 г.*
Всего 2973,5 3075,0 3408,5 2498,0
 ЕС 2224,5 2209,0 2444,0 1519,0
 Испания 1401,5 1391,9 1613,4 600,0
 Италия 430,0 440,0 450,0 490,0
 Греция 320,0 301,0 295,0 350,0
 Португалия 62,5 62,9 76,2 68,6
 Тунис 150,0 120,0 180,0 220
 Сирия 150,0 180,0 198,0 198,0
 Турция 147,0 160,0 191,0 195,0
 Марокко 140,0 130,0 120,0 100,0
 Алжир 26,5 67,0 54,5 56,5
 Иордания 17,0 27,0 35,5 35,0

* – прогноз. Источник: “International Olive Oil Council”.

Резкое падение мирового производства оливкового масла лишь в незначительной степени отразится на объемах потребления, которое, по прогнозу “IOOC”, сократится в 2012/13 г. только на 2,3% – с 3,21 млн. т до 3,14 млн. т. Крупнейшими мировыми потребителями останутся Италия – 696 тыс. т (в 2011/12 г. – 725 тыс. т), Испания – 550 (582) тыс. т, США – 294 (294) тыс. т и Греция – 208 (213) тыс. т. Таким образом, указанные четыре страны обеспечат в текущем сезоне почти 56% мирового потребления оливкового масла.

Необходимо сказать, что фактический объем потребления оливкового масла в 2012/13 г. может оказаться несколько ниже прогнозных значений из-за того, что неурожай оливок в Испании вызвал резкое сокращение предложения оливкового масла на мировом рынке, и, как следствие, цены на него начали расти. Правда, темпы роста цен пока не вполне соответствуют масштабу сокращения мирового производства, что обусловлено значительными складскими запасами оливкового масла, оставшимися от предыдущего сезона.

Наиболее заметно подорожало оливковое масло 1-го холодного отжима (extra virgin olive oil), традиционно пользующееся повышенным потребительским спросом. С октября 2012 г. по март 2013 г. средний уровень цен производителей на масло extra virgin на европейском рынке вырос следующим образом: итальянское – с 2850 евро/т до 3150 евро/т, испанское – с 2450 евро/т до 3000 евро/т, греческое – с 2000 евро/т до 2400 евро/т.

В меньшей степени подорожали другие виды оливкового масла. Стандартное рафинированное оливковое масло (refined olive oil) испанского и итальянского производства в указанный ранее период выросло в цене с 2600 евро/т до 2800 евро/т, а итальянское рафинированное масло, приготовленное из жмыха (pomace olive oil), – с 1550-1700 евро/т до 1800-1950 евро/т (диапазон связан с различными уровнями цен в основных центрах производства жмыхового масла в Италии – Бари и Кордобе).

Аналитики полагают, что по мере нарастания дефицита оливкового масла на мировом рынке в связи с истощением прошлогодних запасов рост цен на него в предстоящие месяцы может ускориться, что приведет к дополнительному сокращению потребления.

Резкое падение мирового производства оливкового масла, ожидаемое в 2012/13 г., по всей видимости, никак не отразится на динамике мировой торговли этой продукцией, поскольку последняя определяется, прежде всего, стабильно высоким импортным спросом со стороны крупных потребителей и мало зависит от рыночной конъюнктуры.

По прогнозу “IOOC”, физический объем торговли оливковым маслом вырастет в текущем сезоне на 4,6% – с 767 тыс. т до 802 тыс. т. Основными экспортерами останутся Италия (232 тыс. т), Испания (200 тыс. т), Тунис (160 тыс. т) и Португалия (49 тыс. т). Важнейшими покупателями будут США (285 тыс. т, или более 38% мирового импорта), Бразилия (70 тыс. т), Япония (42 тыс. т) и КНР (41 тыс. т).

Мировая торговля оливковым маслом, тыс. т

2009/10 г. 2010/11 г. 2011/12 г. 2012/13 г.*
Всего 653,0 695,5 767,0 802,0
Экспортеры
 Италия 195,1 223,5 232,1 232,1
 Испания 196,5 196,2 205,9 200,0
 Тунис 97,0 108,0 140,0 160,0
 Португалия 35,8 42,7 51,2 49,2
 Марокко 21,0 30,5 11,0 30,0
 Турция 29,5 12,0 20,0 30,0
 Сирия 18,0 23,0 25,0 25,0
 Аргентина 19,0 12,0 23,5 17,5
 Греция 12,0 13,0 15,0 16,0
 Чили 3,0 6,5 11,5 11,5
Импортеры
 США 258,0 275,0 294,0 285,0
 Бразилия 50,5 61,5 68,0 70,0
 Япония 40,5 35,5 42,0 42,0
 КНР 18,0 29,5 40,0 41,0
 Канада 37,0 40,0 38,5 38,0
 Австралия 35,0 32,0 31,5 31,0
 Россия 22,0 21,0 24,0 24,0
 Сауд. Аравия 5,5 13,5 13,5 13,5
 Швейцария 13,0 13,0 13,0 13,5
 Мексика 9,0 10,0 11,0 11,0

* – прогноз. Источник: “International Olive Oil Council”. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)