Производитель водочной линейки “Белочка”, компания ООО “Русинвест”, оспорила запрет Роспатента на регистрацию образа взъерошенной белки, изображенного на бутылочных этикетках выпускаемой ею водки. Ранее Роспатент выносил решение о запрете патентовать мультипликационную “адскую белку”, но апелляционная инстанция, рассмотрев доводы спорящих сторон, поддержала производителей алкоголя.

Роспатент в течение двух лет сопротивлялся попыткам производителя водки получить права на товарный знак “Белочка: Я пришла!”. В октябре 2012 г. “Русинвесту” удалось оспорить запрет на регистрацию товарного знака, а в конце марта этого года – запрет на регистрацию этикетки и самого изображения белки. По словам источника в “Русинвест”, отказы следовали один за другим из-за письма Минздрава в Роспатент с просьбой не патентовать название этой водку и ее этикетку, так как схожий персонаж, белка, используется в роликах антиалкогольной кампании ведомства. Стоит отметить, что патент на изображение белки на водочной этикетке, полученный “Русинвест”, не помешает Минздраву снимать в дальнейшем свои ролики.

– Несмотря на наличие регистраций товарных знаков “Белочка: я пришла”, ООО “Русинвест” не может монополизировать образ белки и запрещать кому-либо создавать объекты авторского права, в том числе рекламные ролики, с использованием данного персонажа, – рассказала “Известиям” патентный поверенный компании “Русинвест”, директор юридической компании “Усков и партнеры” Светлана Ускова. – Нынешнее решение поставило точку в спорах между представителями алкогольного рынка и Минздравом. По сути, Минздрав лишился последней надежды на то, чтобы свернуть этот водочный бренд, – говорит руководитель Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Заявка на регистрацию этикетки водки с мультипликационной белкой с вытаращенными глазами, взъерошенной шерстью, держащей в лапах орех, была подана в Роспатент в марте 2011 г. А в ноябре прошлого года патентная палата вынесла решение – в регистрации визуального образа отказать.

Экспертиза изображения показала, что белка с оскаленными зубами и выпученными глазами производит негативное впечатление, а в совокупности с фразой на этикетке “Белочка: Я пришла!” и вовсе отсылает потребителя к жаргонному названию психического заболевания – белой горячки. В заключении Роспатента говорилось, что в отношении алкогольных напитков “заявленное обозначение, содержащее пусть жаргонное, но очевидное название заболевания, связанного с чрезмерным употреблением алкоголя, может восприниматься как негативное и способно вызвать возмущение общества”. Как заключило ведомство, регистрация образа противоречит общественным интересам и принципам морали, принятым в обществе. Перед Новым годом производители напитка подали возражение в Коллегию палаты по патентным спорам, в котором отметили, что экспертиза Роспатента не учла, что сам водочный товарный знак “Белочка” известен широкому кругу потребителей и не вызывает возмущения. Доводы экспертизы об “оскаленной морде и выпученных глазах” производители водки сочли весьма субъективными, поскольку понятие красоты является непостоянным. В пользу того, что вид белки не носит антиобщественный и аморальный характер, компания привела аргумент, что этикетка уже запатентована за рубежом, в частности – в США, Литве, Армении, Азербайджане и Казахстане.

– За то время, пока компания “Русинвест” вела споры с Роспатентом и Минздравом, водка увеличивала продажи, – говорит Вадим Дробиз. Популярность напитка, по мнению аналитика, появилась в основном благодаря этому противостоянию и антиалкогольным роликам Минздрава с безумной белкой в главной роли. Данные компании “Русинвест” подтверждают слова алкогольного эксперта. В 2011 г. после старта продаж водки в феврале было реализовано 10 тыс. декалитров, а в сентябре этого же года – более 80 тыс. декалитров. Как сообщил представитель “Русинвест”, сейчас рекламный кейс продукта изучается в качестве примера парадоксального бренда на факультетах “менеджмент”, “коммерция и маркетинг” в ряде вузов. Минздрав в рамках антиалкогольной кампании снял два ролика с участием белочки: “Адская белочка: Бухаете? Я иду к вам!” и “Адская белочка: Толян-братан”. Оба ролика набрали по несколько миллионов просмотров на YouTube и стали основой многих пародий. Член Совета гильдии маркетологов Николас Коро в беседе с “Известиями” назвал социальные ролики Минздрава единственным удачным антиалкогольным проектом ведомства, который произвел эффект. То, что водочным брендологам удалось перевести “адскю белочку” из антиалкогольного поля в алкогольное, маркетолог объясняет отчасти несовершенством российского законодательства, которое запрещает использовать образы животных и людей в рекламе алкоголя, но не запрещает использовать образы животных в рекламе водки. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)