Африканский континент втрое больше Европы и является домом для 1,38 млрд. человек. Несмотря на это, Африка является чистым импортером молочной продукции и стремится улучшить внутреннее производство и поставлять извне как можно больше качественных и дешевых молочных продуктов. Какой он — молочный рынок Африки, и почему он оказался в центре внимания многих транснациональных компаний? Узнаете в материале от The DairyNews.
Внутренние причины
Большинство африканских стран не производят много молока. По мнению большинства аналитиков молочного рынка, данный общеизвестный факт связан с развивающимся статусом региона.
Как правило, развивающиеся страны – это страны с низким уровнем дохода, с преобладанием сельского хозяйства в экономике, чаще всего растениеводства или мясного скотоводства. Это означает, что доход таких ферм поступает только один или несколько раз в год. Картина меняется, когда речь заходит о молочном животноводстве, где большинство фермеров получают оплату ежедневно, еженедельно или раз в две недели. Для устойчивого развития молочного сектора многие факторы должны встать на свои места: государственная поддержка развития сектора, доступ к финансированию, хорошие образовательные программы для молочных фермеров и т.д. Но даже несмотря на наличие у местных жителей доступа ко всему этому и надлежащее образование в области молочного животноводства, мы наблюдаем довольно медленный прогресс во многих странах Африканского региона.
В чем причина? По мнению Снорри Сигурдссона, эксперта кооператива Арла Фудс, которое он отразил в своей статье, одна из причин – отсутствие доступа к высокопродуктивным животным, производящим молоко. Слишком много фермеров полагаются на старые местные породы.
“На мой взгляд, сложившаяся ситуация может быть связана с тем, что многие рассматривают фермерство скорее как образ жизни, а не как бизнес. В таких случаях мы часто видим, что чувства и мнения перевешивают логику.
Чтобы ускорить развитие молочного сектора в Нигерии, проводится большая работа по созданию инфраструктуры и необходимых услуг, связанных с устойчивым и качественным молочным животноводством, а также власти проводят много программ по обучению как нынешних фермеров, так и людей, работающих в сфере услуг, таких как местные ветеринары, консультанты и т.д. Ранее в этом году я читал серию лекций студентам и преподавателям аграрного университета об управлении молочными фермами. Один из многих вопросов, которые я получил от аудитории, касался моей презентации о голштинской молочной породе и потенциале, связанном с этой породой при правильном управлении. “Разве мы не можем просто продолжать использовать местную нигерийскую молочную породу, Белую фулани, и разработать программу разведения для увеличения продуктивности? Тогда, со временем, мы достигнем того же уровня, что и голштины. Было бы стыдно отказаться от этой породы, которая была с нами тысячи лет “, – приводит пример Снорри Сигурдссон.
Мало кто задумывается, что сектору потребуется много десятилетий, чтобы вывести белую породу фулани на самый низкий уровень продуктивности голштинских коров, поскольку сегодня у белых коров фулани средний удой составляет 1,5-2 кг в день, что меньше, чем у зааненской породы коз, которая широко используется в Европе.
“Это все равно что пытаться участвовать в гонке Формулы–1 на ретро-авто – чтобы победить, нужно держать все под контролем и правильно управлять спортивным автомобилем. Даже если ваш старый Volvo хорош и надежен, он не может выиграть гонку и никогда не выиграет”, – отмечает Сигурдссон.
Цифры
Общее производство товарного молока во всех странах Африки на сегодняшний день составляет порядка 17-18 млн. тонн. Половина из этого объема производится в Египте, Кении, Судане, Алжире и Эфиопии, а также в Южной Африке.
По данным ФГБУ “Агроэкспорт”, по итогам прошлого года на государства Африки пришлось 12% аграрного экспорта России. В том числе отгружено 11,9 млн тонн пшеницы на $3,3 млрд, 244 тыс. тонн подсолнечного масла на $318 млн, 223 тыс. тонн соевого масла на $260 млн, 944 тыс. тонн ячменя на $231 млн.
Экспорт мясной продукции с 2017 по 2021 годы вырос в 13 раз в натуральном выражении (до 25 тыс. тонн) и в 19 раз – в стоимостном (до $38 млн).
Внешний взгляд
На протяжении десятилетий европейские поставщики продуктов питания почти не учитывали Африку в своих глобальных торговых планах. Страдающий от коррупции и политической нестабильности континент часто рассматривался как слишком проблемный из-за ограниченных возможностей для торговли.
Сегодня этот взгляд ушел в прошлое. Мировые гиганты, такие как Unilever, Nestle и Diageo, проводят масштабные операции по всей Африке, стремясь извлечь выгоду из стремительного роста населения, увеличения доли среднего класса и тренда урбанизации в таких городах, как Лагос, Каир и Йоханнесбург. Компания Danone озвучила мнение многих игроков, когда в 2014 году назвала Африку “новым рубежом”.
Увеличение состоятельности населения позволяет пересматривать рационы питания. По оценке аналитической сети IFCN, потребление молока в Африке вырастет более чем на треть к 2030 году (сейчас оно составляет около 36 кг на душу населения на всем континенте). Ожидается, что за это время импорт сыра и сливочного масла увеличится более чем вдвое для удовлетворения спроса.
Игнорировать Африку больше не вариант. Для любой серьезной компании, которая хочет добиться больших успехов в экспорте, Африка должна занимать одно из ключевых мест в их мышлении. Многие крупные компании очень долго концентрировались в таких регионах, как Юго-Восточная Азия, Китай и Индия, только для того, чтобы упустить возможности в Африке.
Рассмотрим направления, на которые ориентируются сегодня европейские экспортеры молочной продукции. Это прежде всего Египет, Алжир и Марокко – как из-за их близости к Европе, так и из-за внутреннего дефицита молочной продукции.
Ожидается, что постепенно на передний план интересов экспортеров выйдут другие страны. Например, Нигерия. Это крупнейшая экономика Африки, население которой, как ожидается, достигнет 400 миллионов к 2050 году, а средний класс в стране стремительно растет. Данный рынок только набирает обороты, импортируя преимущественно сухое молоко, масло.
Многие компании считают Нигерию краеугольным камнем в росте поставок молочной продукции.
Например, Ornua, крупнейший ирландский экспортер молочной продукции, является одним из ведущих поставщиком сухого молока в Нигерию и рассматривает страну как один из своих целевых рынков в будущем. Не только демографические сдвиги заставляют молочные компании “серьезно отнестись к Нигерии”, говорит Бернард Кондон, доктор медицинских наук из подразделения глобальных ингредиентов Ornua. – “Это также сильная культура потребления молока, которая уходит корнями в прошлое поколений”.
Во многом это связано с полукочевым народом фулани, который является основным местным поставщиком молока в Нигерии из системы скотоводческого производства. Разведение крупного рогатого скота имеет жизненно важное культурное значение для фулани, однако, поскольку внутренние поставки по-прежнему удовлетворяют лишь около 10% спроса, местные власти стремятся развивать производство и дальше.
Важный момент. Учитывая направленность развития отрасли у местных властей, крупные компании сотрудничают с локальными производителями, помогая осваивать им пастбищное скотоводство. Arla, Danone и FrieslandCampina инвестировали в отечественное производство молока на местах, а также обеспечение фермеров охлаждающими установками для молока.
Danone с 2014 года инвестировала в рынок 1 млрд. евро, часть из которых была направлена на покупку 40% акций ведущей молочной компании Восточной Африки Brookside, которая сотрудничает с более чем 200 000 фермерами в 12 странах региона.
В марте 2021 года, FrieslandCampina создала новое совместное предприятие с региональным гигантом Domty в Египте, чтобы сосредоточиться на экспорте сыра в Африку и на Ближний Восток.
Другим конкурентом на рынке Африки является… Китай. По оценкам Министерства сельского хозяйства США, в 2012 году Африка получила около 12% мировых инвестиций Китая в сельское хозяйство, и с тех пор наблюдается постоянный рост этого направления.
Деньги в основном идут на покупку земли, а также на технологии и обучение местных фермеров. Хотя многие фермеры приветствовали инициативу, среди ученых и политиков это вызвало обеспокоенность тем, что Пекин использует Африку для повышения собственной продовольственной безопасности.
Но такие заявления чаще всего ничем не подкреплены. Неоднократно политологи и аналитики опровергали их тем, что в сравнении с мировыми объемами, “инвестиции Китая в АПК Африки скромны, а приобретения земли ничтожны”. Несмотря на это, китайские компании доминируют в финансировании и развитии критически важной инфраструктуры в Африке с 2017 года. Эти инвестиции включали автомобильные дороги, железные дороги и порты.
В июне Arla Foods объявила, что построит молочную ферму на севере Нигерии. Комплекс будет включать в себя объект площадью 200 гектаров для содержания 400 дойных коров, современные доильные залы и пастбища. Ожидается, что ферма, открытие которой запланировано на 2023 год, будет производить более 10 тонн молока в день, которое будет перерабатываться местным молочным заводом Arla для нигерийских потребителей.
Хотя потребление молока в Африке по-прежнему остается одним из самых низких в мире, Arla делает большие ставки на то, что это изменится.
Кроме того, молочные компании также часто сотрудничают с региональными агентствами по оказанию помощи – повсеместно распространенными по всей Африке – для работы с мелкими фермерами и оказания помощи в создании региональных кооперативов и повышении производительности труда.
Региональные препятствия
В 2021 году Центральный банк Нигерии в надежде увеличить рост внутреннего производства молока, объявил об ограничении валютных операций для импортеров молока.
Это не первый случай, когда Нигерия вводит подобные ограничения. Импортеры риса, сахара и пальмового масла также столкнулись с подобным запретом. Это привело к инфляции цен и вызвало вопросы по поводу устойчивости такой политики. В марте 2022 года ЕС сообщил о запретах Нигерии во Всемирную торговую организацию в связи с ограничением импорта молочной продукции. Жалоба будет расследована.
По всей Африке правительства все больше внимания уделяют адаптации подхода к национальной продовольственной безопасности, сокращая импорт таких товаров, как молочные продукты, и поощряя иностранных разработчиков приезжать и улучшать отечественную молочную отрасль на местах.
Для любого поставщика молочной продукции, стремящегося найти баланс между проблемами и возможностями Африки, Южная Африка может стать подходящим вариантом. Самая развитая часть континента предлагает прочные связи с Западом, большое городское население и повышенный спрос на более дорогие молочные товары, такие как масло и сыр.
“Самой большой проблемой часто является фрагментация розничной торговли”, – говорит Рич Клотье, эксперт, представляющий британского производителя и экспортера сыров Wyke Farms.
Shoprite – является крупнейшим розничным продавцом в Африке с более чем 2892 магазинами в 14 странах. Это очень удобно для диверсифицирования рынков сбыта. Однако это все еще очень маленькая сеть в сравнении с европейскими гигантами.
Действующие участники рынка выделяют слабость инфраструктуры, политизированные заявления о недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков, протестные настроения и медленную смену парадигмы мышления производителей молока как ключевые проблемы сектора. Однако, значительный потенциал континента – ожидается, что к концу столетия каждый третий житель Земли будет африканцем – является достаточной причиной для того, чтобы все большее число молочных компаний захотело развиваться на континенте, вкладываясь в строительство сектора переработки и производства молока, а не только в экспортные поставки. (DairyNews.today/Пищепром Украины)