Грибной бизнес в Украине: производство выросло на 20%. Об этом шла речь во время конференции «Дни грибоводства в Украине».
Предыдущие 3 года в украинском грибном бизнесе отметились тенденцией к укрупнению хозяйств, продолжающимся переходом акцентов с производства на маркетинг, улучшением технологии и увеличением доли Фазы III компоста. COVID-19 и связанные с ним ограничения сильно повлияли на грибной рынок. Основная забота грибных ферм – низкие цены на продукцию – за последние несколько лет стала еще более сложной. Особенно низкими ценами отметилась первая половина 2021 года, что на фоне возрастающих затрат на ведение бизнеса не позволяло многим хозяйствам сохранить рентабельность. Но есть основания с оптимизмом смотреть в будущее: потребление грибов населением постоянно растет, и рано или поздно рынок стабилизируется на приемлемой цене. А вот чтоб это случилось раньше, участникам отрасли придется приложить некоторые усилия.
Пандемия COVID-19
Несомненно, пандемия COVID-19 заставила понервничать и пересмотреть подходы к ведению дел многие хозяйства. Особенно шокирующим был тотальный карантин, введенный в марте-апреле 2020 года.
В один момент закрылись все рынки и заведения общественного питания, власть ввела ограничения в продуктовых супермаркетах, и вообще люди старались не выходить из дома. Спрос на грибы одномоментно обвалился, а вместе с ним продажи и цены. Фермеры массово начали отказываться от компоста, и многие сотни тонн его пришлось утилизировать. При этом были не ясны перспективы. Но после начального шока, к концу марта, новые цепочки поставок заработали, и появилась необходимость в принятии решений относительно дальнейшей стратегии.
Тут интересно отметить отличие рынка Украины от рынков большинства стран ЕС. В странах Европейского Союза, в частности Германии, Нидерландах, Франции и многих других, с введением карантина спрос на грибы увеличился. Население перестало посещать рестораны, но спрос на грибы в супермаркетах вырос более, нежели снизился в заведениях общественного питания. Это произошло за счет того, что население стало готовить дома. Фермы в Европе ощущали, и до сих пор ощущают, повышенный спрос на грибы, а основные проблемы, которые им принес карантин, лежали в плоскости трудовых ресурсов и логистики. В Украине ограничения явно подорвали спрос, и чтоб продать гриб приходилось снижать цену. Это свидетельствует о том, что нам есть над чем работать в вопросах популяризации гриба для домохозяйств.
Выиграли те фермы, которые рискнули в марте и апреле 2020 заложить компост в камеры выращивания и выйти с урожаем в мае 2020. Карантин существенно ослабили, и спрос более-менее восстановился. При этом гриба на рынке было мало, и цена взлетела до значений, в 2-2,5 раза больших, чем была в апреле.
Но праздник этот длился не долго, и то, только для тех, кто рискнул. Уже в июле цена снизилась к своим обычным значениям. И значение эти были не очень радостными.
Когда на рынке год от года увеличивается предложение, экспорт практически отсутствует, действия по популяризации продукта минимальные и точечные – ожидать хороших цен не приходится.
Производство
На прошлой выставке-конференции, которую агентство УМДИС проводило летом 2018 года, мы озвучили цифры производства шампиньона в Украине за 2017 год. В 2017 году в Украине было выращено 51,3 тыс тонн шампиньона.
Увеличилось ли производство с тех пор? Да, и весьма существенно!
В 2017 году по оценкам агентства УМДИС на украинский рынок поступило 203 тысячи тонн компоста для выращивания шампиньона. В этом, 2021 году, на украинский рынок поступит, по нашим оценкам, 236 000 тонн компоста, т.е. рост за 4 года составил значительные 16%! Но это не все. Кроме увеличения количества использованного компоста, еще два фактора повлияли на увеличение общего количества шампиньона, собранного фермами в Украине.
Во-первых, существенно выросла доля компоста Фазы III в структуре производства. Если в 2017 году компоста фазы III в Украине было 7% от общего количества использованного компоста, то в 2020 году – 23%. В 2021, по прогнозам, доля Фазы III компоста составит 37%, а в 2022 – не менее 43%.
И несмотря на то, что урожаи, которые получают на Фазе III в Украине пока не рекордные, количество гриба, которое получают на Фазе III компоста, все-таки ощутимо превышает урожаи, которые собирали на Фазе II компоста. Также на Фазе III значительно реже случаются массовые поражения болезнями, что также ощутимо влияет на общую урожайность.
Во-вторых, увеличению производства гриба способствует общее повышение качества компостов и навыков производителей гриба. И как следствие – повышения средней урожайности.
Таким образом мы можем с достаточной долей уверенности сказать, что количество гриба, поставляемого на рынок, за 4 года увеличилось примерно на 20%. И этот объем был практически полностью потреблен внутренним рынком!
Цены и затраты
В сравнении с 2017 годом, в 2020 году средняя цена реализации шампиньона выросла на 12% — при том, что доходы населения за этот же период поднялись почти на 50%, а инфляция за 4 года составила около 40%. Т.е. с поправкой на инфляцию, цена шампиньона за 4 года снизилась на устрашающие 20%!
При этом цены очень нестабильны. За период с начала 2020 год минимальная и максимальная цена отличались почти в три раза. И если брать почти любой 3-месячный период, мы можем встретить колебания цены в полтора-два раза.
Одной из основных причин колебания цен есть ситуация на рынке, когда продается уже выращенный гриб. Цена и объем определяется «на сегодня» или «на завтра» конкретным продавцом и покупателем. Потому если предложение гриба оказалось избыточным – цены могут обваливаться очень быстро, а если недостаточным – так же быстро вырасти. На таком рынке сложно делать стабильный и прогнозируемый бизнес.
Очень сильно за последние несколько лет увеличились затраты на производство. Затраты на персонал выросли на 20-50%, стоимость электричества на 20-30%, стоимость газа и других энергоносителей на 20-50%, а стоимость компоста в среднем на 30%. В 2021 году рост цен на сырье и энергоносители продолжился. Особенно резко в 2021 «выстрелили» цены на газ, поднявшись в 3 раза! Для тех хозяйств, которые используют для обогрева газ – это увеличение себестоимости приблизительно на 2 грн/кг. (Инфоиндустрия/Пищепром Украины)