Аудит плодоовощных отделов супермаркетов, проводимый командой EastFruit 3-4 раза за год, находится под пристальным вниманием розничных сетей и инвесторов. Однако изначально этот аудит был задуман как очень важный инструмент для фермеров и представителей оптовой торговли, потому что он помогает понять, какие сети супермаркетов находятся в зоне риска, а какие сети, наоборот, активно развиваются.
Также, благодаря розничному аудиту EastFruit, поставщик овощей и фруктов может понять, с какой сетью лучше работать, исходя из своего позиционирования, ведь одни сети ищут самый дешёвый продукт, а другие смотрят на лучшие продукты премиального качества.
Мы решили в одном материале подвести итоги аудита, проведенного 24-25 декабря 2020 года в пяти странах и восьми крупнейших городах региона. Независимые аудиторы EastFruit посетили 151 магазин, которые представляли 46 сетей супермаркетов в 8 городах 5 стран мира: Украина, Молдова, Грузия, Узбекистан и Таджикистан. Города, где проводился аудит: Киев, Одесса, Днепр, Кишинёв, Тбилиси, Ташкент, Душанбе и Худжанд.
Наиболее развитым и конкурентным был рынок продовольственной розничной торговли в Украине, где работало много международных, иностранных и местных сетей и многие из них имели национальное покрытие, включая небольшие города с населением от 10 тыс. человек. Также активно развивалась розничная торговля в Молдове, где было много местных сетей, две международные и несколько иностранных. На третьем месте пока Грузия, однако её вполне может перегнать Узбекистан, куда сейчас активно планируют заходить иностранные инвесторы. Ну и наименее развитым был розничный продовольственный бизнес Таджикистана, где работало всего несколько сетей, включая одну международную. Однако здесь у всей розницы были большие проблемы с плодоовощными отделами, а одна из сетей в 2020 году и вовсе вынуждена была плодоовощные отделы закрыть.
Наиболее представленными в городах аудита сетями супермаркетов были сети супермаркетов Auchan и Metro Cash & Carry, магазины которых работали в четырёх из восьми городов. Причём в трёх из них данные сети конкурировали напрямую – это были три города Украины. То есть и та, и другая сети были представлены в двух странах из пяти.
Также были две украинские сети, бренды которых работали во всех трёх городах – это «Сільпо» и АТБ. Однако это не международные сети.
Ещё две украинские сети супермаркетов работали в соседней Молдове – это «Фуршет» и «Велмарт».
Большинство других сетей супермаркетов работали либо лишь в одном из городов аудита, либо были представлены также в одном из городов той же страны, что говорит о низком уровне проникновения сетей супермаркетов.
Также в регионе работали несколько международных сетей, которые присутствовали только в одной из стран EastFruit: Kaufland (Молдова), Carrefour (Грузия) и Billa (Украина).
Правда весь бизнес сети Billa был выкуплен сравнительно молодой украинской сетью супермаркетов с иностранными инвестициями, работающей под брендом Novus, а значит, в ближайшее время этот бренд в нашем регионе перестанет существовать.
А вот Carrefour в следующем нашем аудите уже будет представлен в двух странах – сеть планирует открыться в Узбекистане, где сейчас происходит настоящий бум инвестиций в супермаркеты.
Теперь давайте посмотрим, насколько успешными были эти сети супермаркетов в плодоовощной торговле регионе в ноябре 2020 года.
Лишь одна сеть – Auchan, становилась лидером в двух городах аудита – в Киеве и Душанбе. Правда в Душанбе было всего лишь три сети супермаркетов, и показатели «Ашана» были лучшими, но это ни о чём не говорит, потому что к отделу было по-прежнему много замечаний. Кроме того, результаты «Ашана» в Одессе также были провальными на фоне конкурентов.
Поэтому лидером региона можно смело назвать Metro Cash & Carry – эта сеть супермаркетов, несмотря на то, что позиционирует себя как оптовый магазин, очень хорошо смотрится на фоне всех розничных конкурентов. Несмотря на то, что она не победила ни в одном из городов в ноябре 2020 года, она также нигде не опускалась ниже третьего места (два вторых и два третьих места). При этом, она присутствовала лишь в самых конкурентных городах региона: Киев, Днепр, Одесса и Кишинёв, и даже несмотря на это, сохраняла очень высокие позиции в рейтингах и стандарты работы плодоовощного отдела.
Kaufland – ещё одна международная сеть, которая недавно вышла на розничный рынок региона, и сразу же захватила лидерство в столице Молдовы, подтверждая свой статус лидера при каждом нашем аудите. Кроме того, в ноябре 2020 году Kaufland резко усилил свои позиции по уровню цен – единственный показатель к которому ранее могли быть претензии.
Carrefour присутствовал лишь в Грузии, где, как правило, был лидером рейтинга либо одним из лидеров. Однако в ноябре 2020 года он резко сдал позиции. С интересом ожидаем выхода этой сети на рынок Узбекистана и результатов аудита по Грузии весной 2021 года.
Fozzy Group, один из двух крупнейших игроков продовольственной розницы Украины, который не работает в других странах. Ему принадлежит сразу пять сетей: Fozzy (гипермаркеты), «Сільпо» (супермаркеты), «Фора» (магазины у дома), Le Silpo (премиальные супермаркеты) и Trash (жёсткие дискаунтеры). При этом крупнейшая сеть группы «Сільпо» сама работает в разных форматах – от размера магазина и ассортимента, до ценообразования.
Возможно это играет с компанией Fozzy Group злую шутку, потому что её позиции в плодоовощной торговле в последние годы почти неизменно снижаются – особенно если речь идёт о флагмане группы. По итогам ноябрьского аудита в 2020 году «Сільпо» оказался в плодоовощной торговле в числе полных аутсайдеров в Киеве и Днепре и занял место ниже среднего в Одессе. Лишь премиальная сеть Le Silpo показывает хорошие результаты – и в Киеве и в Днепре она была на лидерских позициях, и даже показала определённое улучшение за год.
Назовём также лидеров по комплексной оценке плодоовощных отделов других стран, которые не принадлежат к крупным международным компаниям. Это Fresco в Грузии, Green Apple в Узбекистане, Oasis в Таджикистане (Худжанд).
Также обращают на себя внимание сети Korzinka.uz в Узбекистане, которая обычно входит в число лидеров и имеет амбициозные планы развития благодаря финансированию от ЕБРР; «Таврия-В» (бренды «Таврія-В» и «Космос»), имеющая очень качественные плодоовощные отделы, но имеющая сильные позиции в Одесской области; Novus, активно развивающийся и выкупивший бизнес международной сети Billa в Украине, но работающий исключительно в Киеве и регионе; Nr1 и Linella в Молдове, тоже обычно входящие в число лидеров.
Определённый прогресс в последнее время демонстрировала украинская Retail Group, которая, кстати, работает и в Украине в Молдове. При этом компания управляет двумя сетями супермаркетов: «Велмарт» и «Велика Кишеня». И «Велмарт» даже занимал лидерскую позицию в июне 2020 года в Киеве, но не смог удержать эту позицию. (АПК-Информ/Пищепром Украины)