Мировое сообщество уже выбилось из графика достижения целей в области устойчивого развития к 2030 году, и пандемия COVID-19 еще больше затруднила и достижение целей, и отслеживание уже достигнутых результатов, согласно докладу, опубликованному сегодня Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций.
«Нам нужны более качественные данные, чтобы лучше понимать, что нужно сделать для достижения поставленных нами целей», — сказал главный экономист ФАО Максимо Тореро. «Углубленные знания о том, где мы находимся и насколько медленно или быстро движемся, помогут нам сконцентрировать наши усилия и действия на целенаправленных мероприятиях по достижению ЦУР».
Беспрецедентный кризис в области здравоохранения и его экономические и социальные последствия «делают достижение предусмотренных ЦУР показателей еще более трудным», говорится в докладе «Мониторинг достижения показателей ЦУР, связанных с продовольствием и сельским хозяйством«.
Растет число людей, страдающих от голода и других форм отсутствия продовольственной безопасности. При этом пандемия нарушила и долгосрочные процессы, такие как сохранение генетических ресурсов, и текущую деятельность, такую как проведение национальных сельскохозяйственных переписей, которые имеют ключевое значение как для выявления насущных потребностей, так и для стимулирования фермеров к переходу на более устойчивые методы ведения хозяйства. Эти переписи были задержаны, отложены или приостановлены более чем в половине из 150 опрошенных стран. Примерно четверть стран сообщают, что COVID-19 нарушил работу национальных статистических служб, отрицательно сказавшись «почти на всех» средствах сбора ключевых данных, что значительно усложняет деятельность ФАО как координатора 21 показателя достижения ЦУР и учреждения-соисполнителя по еще пяти показателям.
В докладе дается оценка текущих тенденций в достижении показателей ЦУР и делаются выводы о том, что многие из них находятся в состоянии стагнации — включая такой контрольный показатель по голоду, как распространенность недоедания, который используется для отслеживания показателя достижения ЦУР 2.1 — или даже ухудшились, как используемая для отслеживания показателя той же ЦУР в более широком масштабе распространенность среди населения умеренной или тяжелой формы отсутствия продовольственной безопасности, измеряемой по «Шкале восприятия отсутствия продовольственной безопасности».
Надежность многих показателей, особенно применяемых для измерения продуктивности и доходов мелких фермеров, которые, согласно ЦУР, должны быть удвоены к 2030 году, страдает от недостатка данных для оценки как нынешнего состояния, так и достигнутого прогресса.
«Члены могут рассчитывать, что ФАО поможет им справиться с зачастую методологически весьма сложными задачами и получить гармонизированные и сопоставимые результаты, которые позволят добиться активизации усилий по достижению ЦУР, необходимой сейчас, когда мы вступаем в решающее Десятилетие действий, которое завершится в 2030 году», — сказал Пьетро Дженнари, главный статистик ФАО. «Хотя ситуация в целом оценивается как тревожная, важно отметить и позитивные тенденции, такие как возросшая эффективность водопользования в Южной Азии, активизация усилий по сохранению генетических ресурсов растений в Северной Африке, прогресс на пути к устойчивому управлению лесными ресурсами и некоторые успехи в борьбе с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым рыбным промыслом».
Инновации могут преодолеть разрушение связей
«Кризис COVID-19 затрудняет работу, но также является возможностью найти новые способы работать эффективнее, быстрее и упорнее», — сказал Максимо Тореро, который вместе с Пьетро Дженнари провел сегодня виртуальную презентацию доклада в Женеве.
ФАО создала Лабораторию больших данных, инструментарий для мониторинга и анализа цен на продовольствие, позволяющий в режиме реального времени собирать информацию по ряду показателей, и платформу геопространственных данных инициативы «Рука об руку«, и наращивает усилия по предоставлению всех данных в общее пользование. Организация использует альтернативные источники данных, чтобы помочь членам оценивать в режиме реального времени воздействие вызванных пандемией сбоев на продовольственные системы, а также преодолевать текущие проблемы со сбором данных на местах. Спутниковые данные используются для выявления и мониторинга угроз нарушения производства сельскохозяйственных культур и функционирования производственно-сбытовых цепочек. Разработаны модели машинного обучения, которые проверяют и систематизируют прогнозы на урожай. Полученные данные объединяются с другими наборами данных, включая данные о принятых правительствами ограничительных мерах и динамике последствий COVID-19, позволяя принимать основанные на фактических данных решения.
Некоторые из ключевых выводов доклада
Данные о продуктивности в сельском хозяйстве скудны, но есть основания полагать, что мелкие производители продовольствия в этом аспекте отстают от более крупных. Данные о доходах мелких фермеров относительно более представительны и показывают, что в большинстве стран доходы мелких фермеров составляют менее половины доходов крупных производителей.
Глобальные запасы генетических ресурсов растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства выросли с 4,21 млн образцов в 2005 году до 5,43 млн в 2019 году. Тем не менее усилий по сохранению разнообразия сельскохозяйственных культур, особенно диких сородичей сельскохозяйственных культур и недоиспользуемых видов, по-прежнему недостаточно.
Количество местных пород домашнего скота, генетический материал которых хранится в генных банках в достаточном количестве для их восстановления в случае исчезновения, за 2009- 2019 годы увеличилось в десять раз. Однако это всего лишь 101 порода из приблизительно 7600 местных пород скота, зарегистрированных в мире, около 73 процентов из которых находятся под угрозой исчезновения.
До достижения гендерного равенство, если рассматривать его через призму прав женщин на владение и пользование землей, еще далеко, и правовые нормы многих стран не защищают земельные права женщин должным образом. Только в 12 процентах стран, в которых была проводилась соответствующая оценка, обеспечена очень высокая степень такой защиты.
И площадь лесов, и устойчивость мировых рыбных запасов продолжают сокращаться, хотя и более медленными темпами, чем в прошлом.
Государственные инвестиции в сельское хозяйство, измеряемые как доля от ВВП, с 2001 года сократились в мировом масштабе примерно на треть, при этом самое резкое падение — с высоких уровней — отмечено в большинстве стран Азии.
«Работая вместе, нам вместе нужно находить инновационные способы ускорить получение информации, необходимой для ускорения изменений, которые мир обязался осуществить», — заявил Максимо Тореро. (Инфоиндустрия/Пищепром Украины)