Мукомолы Казахстана бьют тревогу. Они стучат во все чиновничьи двери и просят руководство от сельского хозяйства и другие заинтересованные компании разобраться в ситуации по экспортным отгрузкам.
Мукомолы обратились к Министру сельского хозяйства Сапархану Омарову, первому вице-министру сельского хозяйства Айдарбеку Сапарову, Председателю правления «Атамекен» Аблаю Мырзахметову, акиму СКО Кумару Аксакалову, Президенту Союза зернопереработчиков Евгению Гану.
«Мы, мукомолы, обращаемся к Вам с целью привлечь Ваше внимание к проблеме, которая сложилась в настоящее время с оформлением вагонов с пшеничной мукой, согласно выделенных экспортных квот. При выделении апрельской и майской квот не было учтено в выделенном объеме кратность повагонной загрузки. Исходя из этого, у многих экспортеров остались неиспользованные остатки от выделенных апрельских квот, объемом менее одного вагона», — сообщили мукомолы.
По информации областной карантинной службы, неотгруженные остатки товара от апрельской квоты разрешалось оформлять до 10 мая 2020 года, суммировав с майским объемом. Однако, 6 мая карантинная служба известила грузоотправителей об отмене данного решения на основании приказа от МСХ.
«Для нас, мукомолов, испытывающих кризис из-за ограничения экспорта товаров, и пытающихся из последних сил работать и держаться на плаву, каждая тонна имеет свое весомое значение! У многих зернопереработчиков с 22 марта 2020 года простаивают на железнодорожных путях груженые вагоны с мукой. Многие мукомолы из-за мизерного объема выделенных квот, в течение этих двух месяцев не могут выполнить свои обязательства перед иностранными партнерами по отгрузке оплаченного товара. Просим учесть, что выделение апрельской квоты затянулось до середины месяца», — информируют предприниматели.
Оформление отгрузок по майским квотам начали разрешать только с 6 мая после многочисленных обращений в МСХ.
«Мы, мукомолы СКО, ввиду несовершенства механизма выделения квот без учета кратности вагонной разгрузки, считаем справедливым разрешить суммировать остатки от ранее выделенной апрельской квоты с остатками от майской квоты и позволить отгрузить всем предприятиям получающийся полноценный вагон с товаром. Запрет отгрузки товара в рамках выделенных квот ущемляет права добросовестных зернопереработчиков и экспортеров муки», — считают представители мукомольного бизнеса.
Между тем, в свою очередь, Союз зернопереработчиков обратился в Нацпалату предпринимателей «Атамекен» и Министерство сельского хозяйства.
«ОЮЛ «Союз зернопереработчиков Казахстана» сообщает: зернопереработка – одна из ключевых отраслей среди перерабатывающих отраслей Казахстана и бесспорный лидер на экспортном рынке. Однако в последние годы показатели отрасли падают – как по показателю общего объема производства, так и по объемам экспорта, в том числе и в страны ЕАЭС. Главная причина этого – отсутствие стратегии продвижения продукции с добавленной стоимостью на экспортные рынки, а также отсутствие поддержки экспорта в страны с перспективными рынками», — отметили в Союзе.
Основной объем экспорта нашей муки традиционно потребляют страны Средней Азии и Афганистан. Однако, в отличие от нашей страны, страны – импортеры казахстанской муки применяют меры нетарифного ограничения. Как результат – сокращение емкости этих рынков по муке, снижение производства муки в нашей стране в целом. В то же время наблюдается стабильный рост экспорта зерна в эти страны.
В этих условиях как никогда нужна защита старых рынков и поддержка новых и перспективных рынков, считают зернопереработчики.
«Одним из таких потенциально перспективных экспортных рынков муки для нашей страны является Россия. Но экспорт муки в эту страну принципиально отличается от экспорта муки в страны Средней Азии. В Россию, наряду с традиционным для нас экспортом муки в крупной таре (в мешках по 50 килограммов) необходимо развивать экспорт муки в мелкой фасовке (1…5 килограммов), предназначенной для торговых сетей. Ряд наших компаний в приграничных с Россией регионах, в последние годы планомерно развивают экспортное российское направление. Но развитие этого рынка в настоящее время никак не поддерживается, более того – в связи с введением ограничения экспорта, это направление экспорта тихо угасает, мы теряем годами наработанный рынок и теряем имидж надежного экспортера. В этих условиях считаем необходимым снять ограничение на экспорт муки в Россию», — заявили представители Союза.
По данным руководителя организации, объем экспорта муки в Россию в общих объемах экспорта муки из Казахстана не превышает 3-5%, что ни в коей мере не повлияет на баланс зерна и муки в нашей стране. Россия, запретив в настоящее время экспорт зерна в целом, не запретила экспорт зерна и муки в Казахстан.
«Вторая проблема – развитие рынка муки в Китае. В прошлом году, благодаря планомерной работе МСХ РК, целый ряд наших мельничных производств вошли в Реестр поставщиков муки в Китай. Сейчас китайский рынок резко активизировался, но китайские импортеры не понимают нашу позицию – мы ограничиваем поставки муки в эту страну. Мы считаем, что стратегически правильным в текущей ситуации будет снятие ограничений на экспорт муки в Китай», — сообщают зернопереработчики.
«Еще один сдерживающий момент – наши зернопереработчики активно завозят на рынок российскую пшеницу. Но мука, произведенная из российского зерна, также попадает под квоту, что само по себе абсурдно – экспорт муки из российского зерна никак не влияет на баланс зерна и муки в нашей стране. В то же время пример Узбекистана, активно использующего толлинговые схемы переработки казахстанского зерна, говорит о высокой эффективности такой схемы. Считаем, что исправление этого недостатка также будет способствовать развитию переработки и развитию экспорта продуктов переработки. Просим рассмотреть наши предложения». (Казах-Зерно/Пищепром Украины)