Большинство украинских производителей ягод считают, что текущий сезон будет довольно непростым для большинства участников ягодного рынка Украины. Эксперты Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) выяснили, как повлияет распространение коронавирусной инфекции COVID-19 и карантинный режим в стране на отечественных производителей, передает интернет-портал EastFruit.
Уже сейчас производители голубики прогнозируют, что в 2020 году ожидается уменьшение урожая этой ягоды. В первую очередь, на снижение валового сбора повлияет аномально теплая зима, поскольку часть кустов начали цвести еще в ноябре-декабре. Об этом на своей странице в Facebook сообщил Ярослав Молчун, совладелец ягодной фермы «Озеряна».
«Еще одним фактором, который негативно повлияет на производителей ягод, является закрытие оптовых и розничных рынков. Большая часть ягод в Украине реализуется именно через рынки, закрытие которых может обернуться катастрофой, в первую очередь для тех, кто выращивает землянику садовую (клубнику). А продление карантина в Украине не добавляет оптимизма производителям», – отмечает Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Спрос на свежие ягоды уже сейчас существенно уменьшается. В условиях карантина, потребители стараются как можно реже посещать торговые сети, поэтому продажа продуктов, которые быстро портятся, снижается. Сейчас все больше людей отдают предпочтение таким фруктам как яблоки и цитрусовые, которые можно больше недели хранить в домашних условиях.
Большинство участников рынка заявляют о том, что предсказать дальнейшее развитие ситуации практически нереально.
«Сейчас невозможно спрогнозировать дальнейшее развитие событий, поскольку ситуация с распространением коронавируса и введением новых карантинных мероприятий развивается крайне стремительно и непредсказуемо. Так, например, наши партнеры из Франции сообщили о том, что готовы возобновить сотрудничество с середины апреля. Однако, несмотря на то, как активно распространяется коронавирус в ЕС в целом, и во Франции, в частности, уже сейчас есть сомнения, что такое развитие событий возможно», – комментирует ситуацию владелец компании S.B.Frozen Food и главный консультант по инвестиционным вопросам УПОА Андрей Жуков.
Более того, эксперты УПОА убеждены, что даже снятие карантинных мер не поможет сразу восстановить сбыт свежих ягод.
«Уже известно, что карантин в Украине продлен до 24 апреля текущего года. Несмотря на такое решение даже в случае, если карантинные меры не будут продлены еще раз (что вполне возможно), большинству потребителей будет просто не до покупки свежих ягод. Стоит помнить, что нынешняя ситуация серьезно ударила по доходам населения, что существенно повлияет и на снижении покупательной способности большинства потребителей. А свежие ягоды и без того никак нельзя считать дешевым продуктам», – отмечает Катерина Зверева, директор по развитию УПОА. (АПК-Информ/Пищепром Украины)