Национальная палата предпринимателей по инициативе Минсельхоза РК собрала в понедельник, 1 августа, разношерстную компанию участников мясного рынка. Шло обсуждение того, нужно ли вводить запрет на экспорт скота из Казахстана. Каждый из участников обсуждения говорил о своем и не сказал ничего нового. В итоге наиболее высока вероятность полного запрета на экспорт скота в ближайшие полгода. Хотя есть более правильный вариант выхода из ситуации.

Начнем с роли Минсельхоза РК. Поскольку там сильны лишь специалисты по распределению бюджета, в этом случае для них самым логичным было бы увязать эти два вопроса. То есть поставить участников всех этих экспортно ориентированных схем перед выбором: хочешь участвовать в освоении бюджетных денег – работаешь на внутренний рынок. Хочешь кормить мясом узбеков – будь добр развивать свой бизнес строго из собственного кармана, без получения какой-либо помощи от государства.

И ведь ситуация для таких решений сейчас самая что ни на есть благоприятная: Минсельхозом ведется обсуждение, какой должна быть новая система господдержки. В том числе один из основных вопросов – встречные обязательства для получателей субсидий. Пока Минсельхоз РК предлагает откровенные глупости вроде ежегодного увеличения объемов производства. Эта позиция, видимо, идет из тех диких времен 10-летней давности, когда министр сельского хозяйства был уверен в том, что роль Минсельхоза – это поддержка развития бизнеса. Мол, субсидии должны идти на формирование мясной индустрии в стране.

Нет, господа, субсидии должны идти на формирование продовольственной безопасности страны. А ваш бизнес – это ваши проблемы. Хотите – растите на 5% в год, хотите – на 10%, хотите – закрывайтесь полностью. У государства другая задача – сделать так, чтобы гражданам Казахстана было, что есть сегодня, завтра и всегда. Вот та точка опоры, от которой нужно отталкиваться, выстраивая систему встречных обязательств. А именно: получаешь субсидии – продаешь свою продукцию на внутренний рынок. Причем несложно увязать объем полученных субсидий с тем объемом продукции, который ты обязуешься продать казахстанцам. Все прозрачно, все легко администрируется.

Прими Минсельхоз РК такое решение сегодня же – и все, вопрос о том, вводить запреты на экспорт или нет, отпадет сам собой. Но дело в том, что новые правила будут вводиться только со следующего, 2023 года. А у нас сейчас на повестке дня еще одно полугодие, вокруг которого и ломаются рога. Все участники совещания рисовали страшные картины того, как они пострадают, если запрет введут (откормплощадки), или если запрет не введут (мясокомбинаты).

И что странно, Минсельхоз РК бегает между этими «игроками», как болбой по теннисному корту, пытаясь подавать мячи то одним, то другим.

Первое, что нужно понять новой команде аграрного ведомства, это то, что ни откормплощадки, ни мясокомбинаты не имеют никакого отношения к его зоне ответственности. Другими словами, ни откормплощадки, ни мясокомбинаты не работают в сельском хозяйстве.

Ну, по поводу роли мясокомбинатов спорить вряд ли кто-то будет: они не производят сельхозсырье, они его перерабатывают. Причем зачастую даже не отечественное, а импортное блочное мясо, откуда-нибудь из Бразилии, Беларуси и т.д.

С откормплощадками все не так очевидно. Они вроде как и земли свои имеют, и выращивают там что-то для откорма скота.

Но дело в том, что таких единицы. Основная масса откормочников уже давно (а именно: с момента лишения их субсидий на откорм) отказалась от откорма скота как такового. И мы их в этом не виним.

Бизнес считать деньги умеет, поэтому четко понял: если у компании есть свои земли, то при нынешних ценах на зерно и прочие сельхозкультуры им нет никакого смысла думать о конверсии кормов в мясо – намного выгоднее продать то же зерно в чистом виде и здесь и сейчас получить прибыль в 100 и более процентов.

Поэтому откорм как таковой на откормплощадках прекратился. А сами они стали использоваться просто как место консолидации товарных партий скота для дальнейшей переправки в Узбекистан. Без всякого откорма. Тем более что и сами узбеки не скрывают – им нужен щуплый молодняк (чем легче – тем лучше, потому что дешевле). А откормить его силосом из буйно растущей под южным солнцем кукурузы они могут сами. Это их добавленная стоимость.

Таким образом, откормплощадки сегодня – это не предприятия из отрасли сельского хозяйства, это что-то вроде логистических компаний.

Вот и получается, что Минсельхоз РК бьет мимо цели, когда обсуждает будущее мясной отрасли с мясокомбинатами и откормпощадками. Они скот не производят. Они просто-напросто два покупателя, которые конкурируют за один и тот же товар. То есть за скот, за молодняк, который производит кто? В основном, процентов на 70, мелкие фермеры и ЛПХ.

Вот о чьих интересах и призван думать Минсельхоз РК – об интересах фермеров. Вот из чьих интересов он должен исходить, принимая решение о том, вводить запрет на экспорт скота или нет.

А вообще, конечно, нынешней команде Минсельхоза РК можно только посочувствовать – они сейчас пытаются выгрести из того болота, куда из забросила ошибочная (злонамеренно или нет – тут вопрос) политика некоторых из их предшественников. Не будем показывать пальцем, все и так понятно.

Так вот в течение почти десятка лет в Казахстане на государственные деньги создавалось какое-то подобие мясной индустрии, которая по факту оказалась нежизнеспособным бесполезным образованием. Речь идет об откормплощадках и племрепродукторах, забитых импортным скотом. Уточнение – никому не нужным импортным: фермеры не хотят покупать племенных ангусов и герефордов. А все потому, что так и не заработала цепочка, про которую рассказывали вершители мясных прожектов, – ферма-племрепродуктор-откормочная площадка-мясокомбинат. И фермеру нет смысла думать об улучшении генетики скота, если окупить свои расходы достойной ценой продажи молодняка он не может.

Причем не заработала эта цепочка не сейчас, в силу запрета на экспорт скота (как уверяют ныне некоторые владельцы этого логистического бизнеса), а в силу двух других факторов. И факторы эти взаимосвязаны – ветеринария и внешние рынки.

Не секрет, что с ветеринарией в Казахстане полный провал – начиная с неогороженных могильников с сибирской язвой в степи и заканчивая неучтенным скотом, которому не ставятся никакие прививки.

Следствие этого – зарубежные рынки не только не открываются для мяса из Казахстана, но и сужаются. В прошлом году Китай окончательно захлопнул слегка приоткрытую дверь, а в нынешнем – и Россия. В итоге, не продавая мясо на внешнем рынке по мировым ценам, мясокомбинаты и молодняк не могут предложить мировую цену – под этим просто нет экономики.

Так что именно ветеринария и открытие внешних рынков для мяса (а не импорт скота из США) должны были стать базой развития животноводства в Казахстане, когда эту программу запускали в 2011 году.

Нужно было заложить основу в виде создания мощной ветеринарной службы, подумать о сбыте, а потом уже тратить сотни миллиардов тенге на импорт скота.

Причины этой ошибки? Они были озвучены чуть выше: тот, прежний, состав Минсельхоза был уверен, что чиновники должны заниматься поддержкой бизнеса, поэтому и расставили акценты именно так. Хотя акценты должны быть другие – продовольственная безопасность страны.

Вот мы и добрались до корня проблемы. И теперь вернемся к вопросу о том, нужен ли запрет на экспорт скота или нет? Отвечая на него, Минсельхоз должен исходить из интересов фермеров-животноводов. А для фермера тем лучше, чем больше покупателей его продукции. В случае введения запрета на экспорт их будет всего два – откормплощадки и мясокомбинаты. В случае открытия экспорта появится еще и третий покупатель – узбекский (или какой-то еще) торговец. И это будет хорошо для фермера.

Так что очевидно – запрет продлять не нужно, чтобы у фермеров был выбор. Но именно для фермера – откормплощадок это не должно касаться.

То есть Минсельхозу РК нужно принять меры к тому, чтобы всю потенциальную прибыль фермера не прибрали к рукам посредники. И тут наибольший риск возникает именно из сложившейся в последние годы практики откормочных площадок выступать операторами поставок скота в Узбекистан, скупая его у ЛПХ и мелких фермеров. Чтобы этого не случилось вновь, нужно было бы правильно ввести запрет на поставки скота на экспорт с откормочных площадок. Купили скот у фермера? Пусть откармливают и сдают на мясокомбинат. Без права перепродажи на экспорт.

Это решение вернет всю систему к норме: откормочные площадки должны заниматься тем, для чего они создавались (с серьезнейшим участием государственных средств), – откармливать скот. И тут не будет никакого нарушения принципов свободного рынка, а всего лишь восстановление той самой цепочки, о которой говорилось при запуске Программы повышения экспортного потенциала по мясу КРС: фермер-откормочник-мясокомбинат.

Что касается выгод для казахстанских фермеров, то если они будут иметь право продавать скот для экспорта только иностранному предпринимателю (а не местному посреднику), то на рынке на самом деле возникнет здоровая конкуренция между тремя покупателями – мясокомбинатами, откормплощадками и экспортерами. Их борьба между собой приведет цены к справедливому уровню.

Конечно, пока самым глубоким окажется кошелек иностранного покупателя. Что ж, хорошая прибыль станет стимулом для фермеров расширять поголовье. Это – перспективы развития отрасли. А Минсельхозу РК необходимо усилить ветеринарную службу и сделать все, чтобы отечественные мясокомбинаты получили возможность экспортировать мясо как можно в большем объеме – тогда в ближайшем будущем они смогут предлагать фермеру больше и конкурировать с иностранными покупателями живого скота. (DairyNews.today/Пищепром Украины)

Добавить комментарий