Президент Украины Владимир Зеленский на встрече с президентом Группы Всемирного банка Дэвидом Малпассом подтвердил намерение провести земельную реформу и демонополизировать экономику, говорится в сообщении UA.NEWS со ссылкой на пресс-службу Офиса президента и заявление самого президента Группы.
Земельная реформа является одним из самых чувствительных вопросов, которые обходили политики всех времен новейшей истории Украины. Ведь все хорошо понимают, что за решением проблемы запуска рынка земли стоят сложные политические и экономические вопросы.
Сейчас новая политическая сила получила полный властный императив на реализацию наиболее сложных реформ в Украине, поэтому нужна только политическая воля и решимость властных структур.
Если необходимые изменения в государственной политике сработают и государству удастся воспользоваться случаем, то каким будет механизм и этапы становления рынка земли в Украине.
Начало земельной реформы
Всемирный банк принял решение о предоставлении Украине $ 200 млн. Выделение финансирования предусматривает проведение инвентаризации земель госсобственности и обновления Государственного земельного кадастра, а также спутниковое картографирование территории Украины. Это позволит повысить эффективность сельского хозяйства после отмены моратория на продажу земли. Ведь до сих пор нет четких данных о количественных параметров землевладения. Поэтому инвентаризация земель очень важна.
Выделенное финансирование будет направлено на программное обеспечение и технику для такой ревизии. Однако, чтобы отдача от этих средств была больше, нужно обеспечить анализ данных, утверждают специалисты. Нужна технология, аппаратная группа, которая могла бы обрабатывать данные из Реестра прав, с госкадастре, спутниковые снимки для осуществления мониторинга, — говорит заместитель директора Украинского клуба аграрного бизнеса Роман Граб, пишет издание «Сегодня».
Вызовы для мелких фермеров
Мелкие фермеры боятся, что с открытием рынка сельхозземель у них не будет денег, чтобы конкурировать за участки с крупным бизнесом. В крупного бизнеса есть возможность привлекать средства крупных иностранных банков.
Напомним, за последние годы новые еврооблигации разместили только «Мироновский хлебопродукт» (МХП) и Корнелия. Слабая динамика EBITDA и повышение долговой нагрузки не стали препятствием: агрохолдинги имеют качественное корпоративное управление, которое делает их понятными и привлекательными для кредиторов. Поэтому до получения больших заимствований пока готовы лишь агрохолдинги, на что указывает их активность на рынке, отмечают в Нацбанке.
Итак, крупные и средние компании более интересные для таких кредитных учреждений, они имеют кредитную историю, обеспечение, а соответственно более высокий рейтинг кредитоспособности, чего нет у мелких фермеров.
Стоит подчеркнуть, в НБУ отмечают проблемы, которые обусловливают риски кредитования аграриев. Прежде всего неопределенность, поскольку банкам проблематично точно оценить финансовое состояние фермерского хозяйства и его кредитоспособность из-за отсутствия качественной отчетности. Хозяйства предпочитают получать максимальное финансирование при сезонных полевых работах и ??в полном объеме. Но стоит понимать специфику банков, которые перед предоставлением финансирования должны убедиться в надежности заемщика.
Чтобы убедиться в надежности заемщика банк должен просчитать перспективу возвращения кредита, или опираться на кредитную историю взаимоотношений с заемщиком. И для фермерского хозяйства, формирования отношений с банком является наиболее рациональным подходом.
Необходимость создания специализированной банковской учреждения
Для обеспечения баланса, нужно обеспечить институциональные и рыночные предпосылки, которые позволят покупать землю мелким фермерам. Выравнивать условия нужно, предоставляя малому бизнесу возможность по адекватным процентами купить землю в кредит. А для этого нужно создавать специализированное финансовое учреждение — государственный земельный ипотечный банк.
Такое учреждение, должно кредитовать на срок от 20 до 30 лет по низким процентам. Добиться этого можно, объединив пенсионную и земельную реформу, утверждают эксперты. Обеспечить необходимые финансовые ресурсы на соответствующий срок должны негосударственные пенсионные фонды нового формата. Таким образом получает толчок для развития пенсионная реформа и рынок земли.
Эксперты отмечают, земля является именно тем активом, который не является движимым имуществом, а соответственно переместить и вывезти невозможно. Тем самым активы пенсионных фондов были бы защищены ипотекой. Земля, как обеспечение в рыночном обороте, способна осуществлять компенсацию инфляционных и девальвационных рисков.
По мнению экспертов, на проведение становления рынка земли понадобится около 5 лет. И в результате таких шагов можно добиться кредитования под 8-9 процентов на старте, которые уменьшались бы постепенно вместе с инфляцией.
Напомним, при наличии определенных экономических условий, НБУ будет снижать учетную ставку до 9% в 2020-м и 8% в 2021 году.
Запуск рынка земли влияет на теневую экономику
Рынок земли существует, но не легальный, утверждают эксперты. Поэтому запуск рынка земли можно считать комплексным мероприятием, направленным на преодоление теневой экономики и коррупции. Поэтому фактически речь не о запуске рынка, а о его легализации, что всегда плюс для участников рынка.
Стоит отметить, после принятия соответствующего закона и до запуска рынка земли (лето — осень 2020 года) будет проходить переходный период — дополнительное время для подготовки всех стейкхолдеров и организации бизнеса в легальных рамках.
В итоге отметим, что международные партнеры ожидают от Украины прежде всего антикоррупционную, судебную и земельный реформы, продолжение взвешенной фискальной политики и снижения доли просроченной задолженности в кредитном портфеле банковской системы. (УНН/Пищепром Украины)