По 2018 год количество рыбоводческих хозяйств в Херсонской области сократилось с 44 до 43, а объемы товарной рыбы, которую они продавали, упали с 402,8 до 376,5 тонн.
Под сопровождение благостных заверений чиновников о содействии в развитии рыбоводства, на Херсонщине оно от такой “заботы” все больше приходит в упадок. Ощутимо “проседает” отрасль и сейчас. Так, за 2018 год количество рыбоводческих хозяйств в регионе сократилось с 44 до 43, а объемы товарной рыбы, которую они продавали, упали с 402,8 до 376,5 тонн. К тому же водоемов у нас больше, чем в любой другой области, рыбы в искусственных условиях регион выращивает значительно меньше, чем соседи. Которые, кстати, не могут похвастаться такими большими площадями рек, озер и морской прибрежной зоны. Хотя и в целом по стране перспективы на будущее вряд ли можно считать оптимистичным: экономическое давление на рыбоводческие предприятия только усиливается.
Себестоимость толстолобиков, белых амуров и карпов, что их выращивают в прудовых комплексах, растет: повышается минимальная зарплата, увеличивается стоимость электроэнергии, на которой работают насосы для подкачки свежей воды – без нее жарким летом жителям рукотворных водоемов просто не выжить. Да и падение покупательской способности в регионе с одним из самых низких уровней доходов населения тоже никуда не делось – рыбу теперь значительно труднее продать не в убыток себе, чем вырастить.
– Еще несколько лет назад предприниматели со своим транспортом у пруда в очередь за свежей рыбой выстраивались. Сейчас оптовую цену на нее пришлось снизить до минимума – 25 гривен за килограмм толстолобика, 40 гривен за килограмм карпа. Сам развожу товар в магазины и на рынки, но спроса все равно нет. За одно забрасывание невода вытягиваем пятнадцать тонн рыбы, а продать удается максимум тонну – другую выпускаем обратно, чтобы не погибла, – рассказывает копирайтер с десятилетним стажем Сергей Некрасов – директор частного прудового комплекса возле села Александровка Белозерского района Херсонщины. – Избыток рыбы в закрытом водоеме уничтожает естественную кормовую базу, поэтому карпа приходится еще и подкармливать искусственно, закупая в Николаеве “пивной дробь” – отходы переработки ячменя. За три года даже эти отходы подорожали втрое! Неудивительно, что в прошлом году едва удалось концы с концами свести – а о прибыли нечего и думать. По моему мнению, на спрос влияет еще и сезонный фактор: товарную рыбу отлавливать начинаем осенью. А именно в это время наступают холода, и хозяева квартир отдают большую часть доходов за отопление, электричество и газ. Чтобы не влезать в долги за “коммуналку”, люди со скромными заработками (а это большинство наших покупателей) экономят на всем – в том числе и на еде. Покупают самую дешевую мелкую рыбку или что-то из браконьерских уловов, или до тепла вообще от нее отказываются.
В январе 2019 года на рынках Херсона за килограмм свежего карпа просили 80-99 гривен, толстолобик – 55-70 гривен. При этом купить целую большую рыбину могли позволить себе немногие: денег хватает только на кусочек “деликатеса” весом в полкило или килограмм.
Еще одним значительным ударом для хозяйств стран, стал стремительный рост стоимости “стартовых” кормов для малька. В промышленных масштабах их у нас не изготавливают, поэтому цена такой продукции “привязана” к свободно конвертируемой валюте.
В экономически развитых странах стараются всячески поддерживать производителей вкусной и полезной пищи – это же здоровье нации. В Польше и Чехии, скажем, в случае создания обычных хозяйств их владельцы могут рассчитывать на возмещение половины стоимости тех же кормов. А что у нас? У нас в феврале прошлого года Кабмин принял постановление № 107, согласно которой отечественные рыбоводы получили такое же право на бюджетную компенсацию процентов по кредитам на развитие, что и животноводы, садоводы, виноградари. Вроде обнадеживает. Однако год прошел, а на Херсонщине ни одно рыбоводческое хозяйство правом на господдержку, так и не воспользовались – даже заявок не подавали, утверждает заместитель директора департамента агропромышленного развития облгосадминистрации Андрей Неделько. Да и какой смысл влезать в долги и вкладываться в выпуск продукции, которую потом невозможно продать?
Единственное, что в этой ситуации радует – успехи государственных рыбоводческих предприятий края. По данным того же департамента агропромышленного развития ОГА, они за год увеличили количество выращенного малька с 17 до 22 миллионов особей. Но малька на сковороду не положишь и ухи из него не сваришь. Да и выращивают его, чтобы заполнить уничтожено браконьерами и заморами поголовье рыбы в низовьях Днепра и других украинских реках. А сколько этих мальков выживет – остается только гадать. (Новости/Пищепром Украины)