Украинским аграриям следует комплексно подходить к созданию и ведению бизнеса, а не гнаться за быстрой окупаемостью, как это бывает с нишевыми культурами.
Такое мнение высказал экономист в сфере агробизнеса Европейского банка реконструкции и развития Василий Говера.
“Искать “нишу” не нужно, а строить бизнес на временно высокодоходных культурах неразумно. В сельском хозяйстве нужно формировать эффективные производственные системы и цепи добавленной стоимости, потому что только так производитель сможет выйти на конкурентную себестоимость с любым продуктом в любом сегменте рынка”, – считает он.
По мнению эксперта, нужно инвестировать в долгосрочную перспективу, внедрять новые технологии, планировать свой бизнес на 10-20 лет, а не искать окупаемости за 3 года.
“Внедряя новые технологии, ты получаешь эффективный уровень использования собственных ресурсов, снижаешь себестоимость и улучшаешь качество продукции”, – подчеркнул Говера.
Как отмечает экономист, следует понимать, что на сегодняшний день украинские производители зависят от мировых цен. Соответственно, быстро окупить инвестиции можно в “нишевом” и временно высокодоходном сегменте, или производственными системами, где занижены инвестиционные расходы, экстенсивно используется дешевая рабочая сила и земельные ресурсы.
“Рассмотрим на примере мясо-молочного скотоводства. В Украине работает молочный сегмент, в основном с низким уровнем автоматизации и неэффективным использованием кормов, потому что у нас дешевая рабочая сила и кормовая база. Капитальные инвестиции в основном минимизированы, себестоимость производства молока высокая, а его качество низкое. И как только проседает рынок, мы понимаем, что не можем адаптироваться, ведь выходим за рамки доходности. В то же время производители, которые инвестировали в технологию и качество, продолжают работать в прибыль”, – пояснил он.
Также, по мнению Говеры, в Украине существует еще одна проблема – нечего продать.
“У нас есть прекрасные примеры успеха, однако по большей части компании не готовы к экспорту, они не только не умеют, но и не имеют, что продавать. Как формируется устойчивая позиция на рынке? Стабильными объемами, стабильным качеством и конкурентной ценой. Покупателя не интересует разовая поставка интересной продукции, ему нужны количество и качество, которое ты можешь гарантировать в долгосрочной перспективе”, – добавил экономист.
Он подчеркнул, что украинский производитель должен работать по формуле: гарантированный объем – гарантированное качество – низкая себестоимость.
“Повторюсь, что этого можно достичь только при внедрении долгосрочных инвестиций: Задайте себе вопрос: почему фермеры-иностранцы в Украине являются успешными? Прежде всего, потому что они имеют капитал из-за рубежа на более низких процентах. Они могут инвестировать в более долгой перспективе, чем украинские фермеры”, – добавил Говера.
С другой стороны – у них нет тенденции чистую прибыль сразу инвестировать в новый автомобиль. В этом и заключается секрет успеха их бизнеса, который должны брать на вооружение и отечественные аграрии, подытожил эксперт. (Uafes/Пищепром Украины)