Переработчики говорят, что госорганы отметают их предложения по изменению существующего положения дел, но понятного плана по выходу из ситуации не озвучивают.
Целая перерабатывающая и экспортно ориентированная отрасль казахстанской экономики, по словам игроков рынка, оказалась на грани. Экономическое положение предприятий отрасли шаткое. Мукомолы СКО говорят, что в первом квартале были остановлены почти все мельницы региона. Аналогичная ситуация наблюдается и в других областях республики.
Почему мука из Казахстана проигрывает?
Причиной возникшей проблемы мукомолы называют невозможность конкурировать на внешних рынках. Конкуренты из других стран закупают казахстанское зерно и производят из него муку, которая дешевле нашей.
Попытки найти выход из ситуации не достигают цели. Одно из последних совещаний на площадке национальной палаты предпринимателей с участием представителей 12 регионов страны показало, что пока проблему только обсуждают, но предложения, высказываемые переработчиками, госорганы отметают, говоря, что “предлагаемые меры нецелесообразны”.
“В сентябре 2017 года было много заказов из Афганистана, но мы не могли вовремя грузить муку, – сказал генеральный директор ТОО “Тимирязевский мукомольный комбинат” (Петропавловск) Иса Махметулы. – Исчезли наши крытые вагоны. Вместо того, чтобы отгрузить товар в течение 10 дней, не отгружали по 2?3 месяца. Наши партнеры из Афганистана думали, как решить свои проблемы: они уже тогда покупали зерно, везли в Узбекистан, перемалывали и везли к себе”.
Разница в тарифах на электроэнергию и железнодорожные перевозки делает эту схему выгодной для потребителя, но не для казахстанского переработчика.
За последний год экспорт муки, по данным Комитета статистики РК, сократился на 3%. Если говорить о покупателях, то Узбекистан сократил потребление казахстанской муки только за последний год на 13,4%, Таджикистан – на 41%, Кыргызстан – на 51%. Если говорить о других странах, то в Китай мы продали меньше муки на четверть, в Грузию – на 66,6%.
Что предлагают мукомолы?
Мукомолы говорят, что необходимо применять зеркальные меры к партнерам из стран, которые ввели ограничения на импорт казахстанской муки в виде повышенного налога. Как вариант просят субсидировать экспорт муки, перестать устанавливать цену на зерно по осени, как это было сделано в конце 2017 года.
Глава Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган сказал, что установление нижнего порога цены в конце 2017-го привело к тому, что Продкорпорация закупила 200 тыс. тонн зерна, а россияне продали нам еще 800 тыс. тонн. Он призвал государство использовать иные рычаги поддержки растениеводов.
“Россия нарастила рынок зерна до 100 млн тонн, – говорит представитель СПК “Региональный зерновой холдинг” (Акмолинская область) Ербол Ташенов. – Экспорт зерна у них 25 млн тонн. Их политика – субсидирование ж/д тарифа по разным направлениям. Мы не можем с ними конкурировать”.
По факту, Казахстан уже потерял рынок России как импортера казахстанского зерна, теряет рынки третьих стран, потому что РФ продает свой урожай дешевле за счет, в том числе, субсидий и других инструментов господдержки. На рынке Средней Азии республика также теряет свои позиции из-за растущей мукомольной отрасли в странах-соседях.
Нет командной работы
Мукомолы вновь подняли тему перепроизводства зерна. Они говорят, что треть от всего объема производимой пшеницы, а это около 5?6 млн тонн, не востребована на внутреннем рынке. Поэтому предлагают диверсификацию либо создание спроса на пшеницу внутри страны за счет развития животноводства и увеличения потребности в кормах.
Мукомолы Карагандинской области выразили мнение, что необходимо создать единый координирующий орган, который бы оперативно реагировал на изменения рынка. Работу существующих ведомств они считают неэффективной, говоря, что не ощущают командной работы по решению проблем отрасли.
“Мы говорим, что гробится отрасль, в которую вложены миллиарды тенге, – сказал Евгений Ган. – Это одна из фишек Казахстана в целом, а для Минсельхоза вообще знамя в сфере переработки, которым можно гордиться. Поймите, то, что происходит в мукомольной отрасли, будет происходить в любой другой отрасли, которая станет успешной. Мы первые, и на нас сегодня обкатываются все механизмы по торговым войнам. А мы не готовы к защите внутреннего рынка”.
В очередь!
Впрочем, услышали эти слова, если говорить о госорганах, немногие. Из всего перечня приглашенных на встречу госорганов пришли лишь представители Минсельхоза и представитель министерства экономики и развития. Вот только новых аргументов и предложений с их стороны тоже не прозвучало.
“Мы также хотим нарастить объемы экспорта, – сказал глава департамента переработки и рынков сельхозпродукции МСХ РК Шаймерен Ахметов. – Все, что в наших силах, делаем: пишем письма, ходим по инстанциям. Но у нас есть дюжина других отраслей, где мы не то чтобы экспорт, внутреннее потребление не обеспечиваем, доля импорта зашкаливает. У них ситуация намного хуже, потому что просто сырья нет. У вас по сравнению с ними ситуация более-менее. И кому мне помогать? Ведь возможности ограничены”.
Представитель министерства задал резонный вопрос: почему мукомолов должны поддерживать в ущерб другим производителям продукции? Вот только в ответ услышал, что все предложения мукомолов госорганы отметают, а своих вариантов решения проблем не озвучивают. Хотя переработчики предлагают и обходные пути. К примеру, предлагают продлить сроки погашения кредитов “КазАгро” до весны, чтобы аграриям не приходилось выбрасывать на осенний рынок миллионы тонн зерна. Комитет госдоходов вовсе назвали “небожителями, которые смотрят на предпринимателей как на источник дохода” и не реагируют ни на какие просьбы по полноценному возврату НДС. Долги по некоторым предприятиям сегодня составляют десятки миллионов тенге, которые вполне могли бы покрыть дефицит оборотных средств.
Сжались до предела
Переработчики говорят, что с рынка уже давно ушли неэффективные предприятия. Их число сократилось в сотни раз. Если в годы бурного развития мукомольной отрасли в республике действовало около 10 тыс. профильных компаний, то сегодня их меньше 300.
Однако решения проблем, начиная от дороговизны электроэнергии, высоких тарифов на ж/д перевозки, нехватки крытых вагонов и заканчивая отсутствием диалога с профильными госорганами, никто не предлагает. И предпринятые шаги порой приводят к обратному результату. В качестве примера называют попытку решить вопрос с нехваткой вагонов: объединили казахстанский и российский подвижные составы в одно предприятие. Итог – наши вагоны ушли в Россию, потому что там тарифы выше. (Kapital.kz/Пищепром Украины)