По данным компании Pro-Consulting, продажи кофе за последний год увеличились в денежном выражении на 19,6%, за последние 10 лет в количестве кофе на 23,6%. Накануне Kyiv Coffee Festival Delo.UA побеседовало с экспертами кофейной индустрии о деталях кофейного бума.
Кофейный бум, и правда, налицо. Кофейная культура в Украине настолько рванула вперед за период 2013-2017, что даже если сейчас мы снизим темпы, какое-то время европейским странам придется нас догонять. И это не просто патриотизм. Более того, количество постепенно переходит в качество: наибольший рост продаж можно заметить в категории “натуральный кофе” (12% в натуральном и 8% в денежном выражении).
Украинцы открывают для себя альтернативные методы приготовления кофе: френч-пресс, аэропресс, пуровер, кемекс, сифон. Растет количество кофеен третьей волны – как следствие, растет количество украинских обжарщиков. На данный момент их уже более ста.
1-2 апреля 2017 года Украина стала первой страной мира, которая на одной локации провела пять национальных чемпионатов кофе. 20 февраля 2018 года Слава Бабич победил в Чемпионате мира по приготовлению кофе в джезве, который проходил в Дубае. Причем победа в Cezve/Ibrik Championship – это победа в квадрате: выиграл не только украинский бариста, а еще и кофе украинской обжарки. Зачастую для чемпионатов берут кофе чемпионов прошлых лет, а Слава выбрал наш. Отрыв в 50 очков между 1-м и 2-м местом показал миру, что нужно обратить внимание на украинских обжарщиков. Думаю, это станет прорывом.
Главной тенденцией рынка можно назвать появление кофе украинской обжарки. В каждом из 4-х сегментов рынка это происходит по-разному, но общий тренд распространяется повсюду.
- Рестораны постепенно отходят от коммерческого кофе к кофе категории speciality. Почти все из них раньше использовали тёмную итальянскую обжарку, а теперь переходят на свежую украинскую обжарку. Они вынуждены внедрять тренд, потому что теперь люди едят у них, а кофе пьют в кофейне напротив. Люди уже знают, что кофе не обязательно бывает горьким настолько, что его приходится “гасить” сахаром и молоком. Кофейни уже показали им, что сбалансированного вкуса кофе без молока и сахара можно добиться качественным зерном и свежей обжаркой.
- Кофейни куда оперативней переходят на свежую обжарку. Я говорю не только про кофейни третьей волны, их всего 5% от всех по Украине. С ними всё понятно: они работают на светлой украинской обжарке, несут в массы кофейную культуру, презентуют альтернативные способы приготовления кофе – кемекс, пуровер, френч-пресс, аэропресс и пр. Но на свежую обжарку переходят даже сетевые монстры рынка: Starbucks год назад перешел на среднюю и светлую обжарку, AROMA Kava перешли частично.
В мире на первом месте по продажам – нефть, на втором – кофе. На кофейню инвесторы тратят $50 тыс., а на ресторан – в несколько раз больше. Поэтому в Украине сейчас это самый выгодный бизнес. А раз увеличивается количество кофеен, работающих на свежей украинской обжарке, то, соответственно, увеличивается и количество обжарщиков. Вдумайтесь: по данным Государственной службы статистики, среди всех видов кофе, импортируемых Украиной, включая растворимый и молотый, больше половины – это зеленый кофе в зернах.
Последние 3 года национальные чемпионаты по кофе стали проходить в рамках Kyiv Coffee Festival. То, что чемпионаты превратились из закрытого мероприятия кофейной тусовки в массовое, то, что их стали посещать тысячи зрителей, во многом изменило отношение украинцев к кофе. Кофе превратился из рядового продукта в искусство. И, конечно, о том, что украинец Слава Бабич стал чемпионом мира в этом году, рассказали все национальные СМИ.
Немного поясню, в чем суть национальных и мировых чемпионатов по кофе. На них оцениваются три главных критерия: вкус напитка, презентация напитка, техническая сторона его приготовления. Первый и третий критерии оценивают разные судьи, это довольно тонкий аспект: всегда есть вкусовые и технические судьи. А второй аспект – самый интересный для зрителей. То, как бариста презентует и описывает свой напиток – невероятное мастерство, процесс, увлекающий всех, кто любит кофе. Вдохновившись чемпионатами, люди становятся более внимательными к выбору кофе и приспособлений для его приготовления. То есть кофейная культура в Украине развивается. (Дело/Пищепром Украины)