Потребление ягод будет чрезвычайно быстро расти в Западной Европе и повторит успех США, где продажи мягких ягод в розницу достигают $5.6 млрд. Об этом сообщил экономист инвестиционного отдела ФАО Андрей Ярмак на своей странице в Facebook.
Как отмечается, рынок ягод в Западной Европе растет на 8% в год. Для сравнения весь рынок фруктов растет едва на 1%, что сопоставимо с инфляцией в этом регионе. То есть, фактически, рынок фруктов сейчас стагнирует, считает эксперт.
Потребление малины, голубики и ежевики в ЕС растет в 3-4 раза быстрее, чем земляники садовой. Наибольшие перспективы по голубике, ведь она доступна круглый год, и качество ягоды очень высокое.
“Однако, есть много проблем с ягодой. Например земляника садовая часто возглавляет список самых грязных продуктов по причине использования большого количества СЗР. Другая проблема – это широкое использование пластика в упаковке ягод, что является большой глобальной экологической проблемой. Эти вопросы нужно срочно решать, чтобы они не повлияли негативно на весь рынок ягод”, – пишет Ярмак.
Из-за большого количества проблем в выращивании ягод, мир переходит на защищенный грунт. Это будущее сельского хозяйства, считает он.
“В ягодах эта тенденция набирает обороты очень и очень быстро. Высокие издержки окупаются более высокой ценой за качественную продукцию, меньшими потерями от птиц, болезней и вредителей и меньшими затратами на СЗР”, – отмечает экономист.
Однако, самой большой проблемой сектора, по мнению Ярмака, является глобальный дефицит рабочей силы для сбора ягод. Даже в самой Мексике уже начинает не хватать рабочих рук.
“Был на презентации компании по производству роботов, которая гарантирует, что затраты на их роботизированную систему сбора не выше, чем на людей. Такой робот на землянике садовой собирает ягоду со скоростью одна штука в три секунды. Цены, как всегда, не озвучивались публично. Но одно понятно – такого робота можно использовать только на идеальных плантациях”, – добавляет Ярмак. Он считает, что цены на ягоды будут и дальше иметь негативную тенденцию.
“Основной рост потребления и импорта ягоды происходит и будет происходить в ближайшие годы в Юго-Восточной Азии, Китае и Индии”, – сказал эксперт, отметив, что в ЕС, на свежем рынке, нет сбыта для ягоды второго класса. (УНН/Пищепром Украины)