На Закарпатье придумали, как хорошо зарабатывать на производстве овечьего сыра и сделать профессию чабана престижной. Традиционная для Карпатского региона профессия чабана из года в год переходит в разряд редких. Для сравнения – в хустском районе Закарпатской области 2 года назад было более 70 овцеводов, сейчас не набирается уже даже 50. Следовательно, в этом регионе им решили помочь именитые сыроделы и эко-производители – здесь создали Ассоциацию овцеводов Хустщины. У овцеводов берут сыр, делают из него качественную брынзу и продают ее по рыночной цене, а не за бесценок, как в местных селах.
Сейчас Хустщина – это регион, где больше всего сохранилось овцеводство – и тут его особенность в том, что хозяева держат свои большие стада овец вперемешку с поголовьем коз, а не берут их на лето в аренду, выгоняют на пастбище, а потом отдают часть молока хозяевам, а часть берут себе за работу (это известная практика на Раховщине и Тячевщине, например).
“Тогда, 3 года назад, нам удалось впервые собрать всех овцеводов из Хустщины на совместную встречу – оказалось, что многие из них между собой просто не знакомы. Тогда возникла идея организовать эту Ассоциацию – мы решили приложить усилия и показать, что их адская работа на самом деле может стоить столько, сколько она должна стоить на самом деле – и что ею стоит заниматься”, – вспоминает инициатор создания Ассоциации овцеводов Хустщины, сыродел Инна Пригара.
Обычно, овечий сыр, брынзу на Хустщине овцеводы продают в своих же селах – это местный продукт, он имеет свою вкусовую специфику и больше всего востребован именно в этом регионе. Но продают его за бесценок – по 70 грн за килограмм, а когда трудно продать, как например, в летний период – пастухи отдают и по 60 и даже по 40 грн за кило. На самом деле рыночная цена брынзы – минимум 300 грн/кг.
Как разведение овец можно превратить в успешный бизнес
“Мы сумели доказать овцеводам, что по такой цене ее можно сбывать, и что традиционное овцеводство на Хустщине может жить. Не обязательно бросать дедовское ремесло, продавать свои стада и выезжать на заработки. Можно работать дома и зарабатывать”, – уверяет Ирина.
Примечательно, что продвинуть брынзу за пределами карпатского региона сложно – массовый покупатель не воспринимает этот вкус, магазины и рестораны тоже пока ее не покупают.
Сейчас покупатели Хустской брынзы – это клиенты, которые хорошо знают сельский сыр, и ищут новинку на пробу, или туристы, которые заинтересовались продуктом во время дегустации.
“Мы придумали для подачи продукта соответствующую тару – стеклянные баночки, фасуем творог, сверху залепляем оригинальной этикеткой. Приятный вид продукта, как известно, привлекает покупателя – почему же брынзу, без преувеличения, вкус-гордость региона, должны продавать как попало: с земли на рынке или отгоняя от нее мух на фестивале? Следовательно, маленькая 250 г баночка стоит 70 грн. И ее берут, потому что знают, что чистый и качественный продукт”, – рассказывает Ирина.
По подсчетам Инны, за этот год ребята в Ассоциации смогли дополнительно заработать от 1,5 тыс. до 11 тыс. грн., наименьшее количество принятого сыра – 22 кг, наибольшее количество сыра от одного овцевода – 154 кг.
Кроме сыра, овцы дают еще шерсть и мясо. С этим у нас сейчас очень большие проблемы. Шерсть продают почти за бесценок – 8 грн за кг, а за то, чтобы приехали ребята и машинкой постригли одну овцу надо заплатить 22 грн.
А вот с мясом вообще проблема. Оптовики забирают мясо молодых ягнят весной по 18 грн за кило живого веса. Продают его, конечно же, втридорога – во Львове, Франковске или Киеве. (UA-Reporter/Пищепром Украины)