Казахстан занимает 52-е место среди крупнейших стран-экспортеров. Особенным спросом за рубежом пользуются отечественные продукты питания: суммарный объем экспорта по этой категории – более 2 млрд долларов, или 145 млн тонн продукции. Начались поставки мясной и птицеводческой продукции в Афганистан, ОАЭ и Иран, растительного масла и меда в Китай. Об этом на заседании правительства, посвященного совершенствованию экспортной политики, заявил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Как рассказал глава ведомства, республика экспортирует более 800 товаров обрабатывающего сектора в 113 стран мира, являясь мировым лидером по поставкам урана, меди, титана, ферросплавов, желтого фосфора, муки, хлопкового масла, пшеницы и семян льна. При этом за последние 5 лет существенно улучшилась качественная структура экспорта: треть поставляемой продукции за рубеж приходится на несырьевой сектор экономики.
Экспорт товаров из Казахстана увеличился на 31,1%
Так, по итогам 9 месяцев 2017 года экспорт обработанных товаров вырос на 22% и составил 11,1 млрд долларов. Увеличились поставки ферросплавов, нефтепродуктов, меди, металлопроката, пропана, бутана и цинка. Доля обработанных товаров в общем объеме экспорта составляет 32%.
Впервые Казахстан экспортирует электровозы и тепловозы в Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Кыргызстан и Украину, а также автомобили в Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и Китай. Выросли поставки трансформаторов отечественного производства на 60%. Также наблюдается тенденция по увеличению экспорта аккумуляторов до 1,2 млн штук, почти на 35 млн долларов.
На рынке фармацевтической продукции также наблюдается положительная динамика: поставки отечественных производителей выросли на 34%, до 19 млн долларов. Впервые фармацевтические препараты и медицинские изделия были экспортированы в Монголию и Вьетнам.
“Тем не менее Россия, Центральная Азия и Китай остаются основными рынками сбыта обработанной продукции казахстанского производства.
Поэтому для усиления работы по направлению российского рынка, в текущем году проведено более 50 мероприятий по продвижению казахстанской продукции и заключены контракты на сумму 100 млн долларов США”, – рассказал Женис Касымбек.
Он уточнил, что с начала года в России открыто около 20 специализированных магазинов, реализующих только казахстанскую продукцию.
“Увеличивается доля присутствия казахстанских продуктов питания в российских магазинах и супермаркетах. Своевременная сервисная поддержка отечественного производства позволила занять 13% рынка соли в РФ. Вместе с тем ведется процесс передачи Торгового представительства Казахстана в Российской Федерации из министерства национальной экономики в министерство по инвестициям и развитию. В настоящее время проект находится в министерстве юстиции”, – сообщил Женис Касымбек.
Говоря о китайском направлении экспорта, глава ведомства отметил, что рынок КНР пользуется огромным спросом у бизнеса. На сегодняшний день объем экспорта обработанной продукции составил 2,5 млрд долларов, из них 123 млн приходятся на экспорт готовой продукции.
Поэтому по словам Жениса Касымбека, в рамках сервисной поддержки в Китае организована презентация 40 казахстанских производителей. Частным бизнесом открыты торговые дома Казахстана в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Урумчи, через которые налажены поставки продуктов питания отечественных компаний. В Гонконг начаты поставки масла и сухого кобыльего молока.
KazakhExport презентовал инструменты выхода на зарубежные рынки
Наряду с этим наблюдается рост поставок казахстанской продукции в страны Центральной Азии на 30%. Суммарный объем экспорта в эти страны – 1,5 млрд долларов.
Кроме того, предпринимаются меры по реализации 3?4 экспортных казахстанских брендов. В 2016 году созданы зонтичные бренды Qazaq Organic Food, KazMeat, Halal Kazakhstan. В перспективе, отечественные предприятия смогут консолидировано выходить на внешние рынки под едиными зонтичными брендами. В настоящее время разработаны дорожные карты по их развитию и продвижению.
“Вместе с тем в условиях высокой конкуренции на международных рынках необходимо усиление государственной поддержки экспорта. С 2010 года правительством страны ведется усиленная работа по стимулированию экспорта – это сервисная и финансовая поддержка. За 2010?2017 годы экспортерам была оказана страховая поддержка на сумму более 107 млрд тенге, торговое финансирование на 13,8 млрд тенге и предэкспортное финансирование на 4,1 млрд тенге. В рамках сервисной поддержки экспортеров охвачено 1500 производителей, которые смогли заключить экспортные контракты более чем на 2 млрд долларов. Так, 1 бюджетный тенге затраченный на поддержку экспортеров, принес 37 тенге в виде экспортных контрактов. Помимо этого, были возмещены затраты 199 экспортерам на 1,6 млрд тенге. Кроме того, предлагается увеличить финансирование программ по сервисной и финансовой поддержке экспорта”, – прокомментировал Женис Касымбек. (Kapital.kz/Пищепром Украины)