В России, несмотря на то, что показатель среднедушевого потребления молока остается выше среднемирового, также было зафиксировано снижение потребления. Эксперты отрасли активно разбираются в причинах и пытаются найти новые пути и формы для молочных рек.

На Всемирном молочном саммите в Белфасте, организованном Международной молочной федерацией (IDF), эксперты отметили, что снижение потребления молока в мире составило 2,96 млн. тонн или 0,4 кг на душу населения. По оценкам IDF среднемировой потребление на человека в мире составляет примерно 111,1 кг в год.Потребление молока на душу населения в России в 2016 году составило 146,7 кг (163 кг в 2015 году).

Эксперты прогнозируют снижение потребления и в 2017 году, отмечая при этом, что за счет сокращения объемов потребления молочной продукции достигается показатель по самообеспеченности.

Томас Пьетрангели, управляющий директор Arla в Великобритании в ходе выступления на Всемирном молочном саммите отметил, что молоко во всем мире имеет имиджевые проблемы.

По данным Arla Group, 24% населения в мире активно сокращают потребление молочных продуктов, 46% людей в возрасте от 16 до 24 лет жалуются на негативные реакции при потреблении молока, 56% населения никогда не думают о потреблении молочной продукции. Альтернативные продукты питания (заменители питьевого молока, масла, сыров и т.д.) демонстрируют ежегодный рост в 9%. 20% потребителей верят, что цельное молоко содержит более, чем 80% жира. 55% женщин Великобритании верят, что молоко содержит гормоны.

Подобная реакция связана с активной пропагандой других продуктов и систем питания, борьбой с молочными жиром и белком, а также общей сменой культуры потребления.

“Молочным компаниям необходимо увеличить количество и улучшить качество коммуникаций. Кроме того, в качестве основной целевой аудитории нужно рассматривать молодых женщин”,- сказал г-н Пьетрангели.

Сиета ван Кемпема, вице-президент EMB (European Milk Board) отметила в комментарии The DairyNews:”Это правда, что потребление молока в ЕС уменьшается примерно на 1% в год из-за изменения привычек в питании населения, особенно среди молодых людей. Во многих странах ЕС (например, в Португалии или Нидерландах) молодые люди склонны пить меньше молока, но потребление среди людей пожилых стабильно”.

Тем не менее, отмечает эксперт, есть сектора с растущим спросом, такие как органическое молоко (у всех категорий населения) и сыр (среди пожилых людей). На данный момент растет спрос на масло, из-за плохого позиционирования продуктов с пальмовым маслом. “Излишки молочной продукции экспортируются на мировой рынок – к сожалению, по очень низким ценам”, – отметила Сиета ван Кемпема.

Участники российского рынка говорят о том, что молочные продукты в РФ зачастую характеризуются недоверием со стороны потребителя. Во многом это обусловлено как ростом фальсификата, так и “борьбой” с ним надзорных органов, заявляющих об огромных количествах фальсифицированной молочной продукции на полках сетей.

“На мой взгляд, основная проблема в России не с потреблением молока, а с отсутствием доверия потребителя к этому продукту. По факту потребителя постоянно всячески обманывают недобросовестные производители, да и фальсификата на рынке достаточно!

При такой ситуации заслужить доверие потребителя крайне сложно. Выход – помочь ему с правильным выбором производителя, потому что молоко и сыр – это, безусловно, полезные продукты, если они произведены с применением современных технологий и гигиенических требований”, – прокомментировал Илья Рагозин, основатель ГК “Молоко Групп”.

Главный показатель здесь – наличие у компании-производителя собственных ферм, отмечает эксперт. Если компания имеет своих животных и производит из собственного молока конечный продукт, то это и есть главный признак качества готовой продукции.

“Мы, например, три года изучали генетику молочных животных и технологии их содержания и кормления, прежде чем построили свою первую ферму. Это очень сложная и трудоемкая работа. Проделав такой путь, никто не захочет производить некачественный продукт”, – заявил Илья Рагозин.

Изменения потребительских предпочтений, формирование новых категорий платежеспособных потребителей с новыми запросами для рынка, изменение политических, экономических и культурных ситуаций заставляют компании-участники рынка искать пути лучших решений для своей продукции и менять позиционирование. Это характерно как для крупных лидеров рынка, так и для новых игроков, компаний-узкого сегмента и т.п.

Александр Вагин, директор SUPERMARKET Branding Agency, к.э.н., разработчик туристического бренда России, уверен, что в первую очередь, чтобы не приходилось “заставлять” потребителей покупать продукт, нужно создать бренд, который будут хотеть приобретать. В этом смысле важно, чтобы новый или существующий бренд создавались с платформой, позиционированием, уникальным дизайном упаковки, который будет графически доносить идею бренда.

“Основным методом стимулирования потребления молочной продукции, как и любой другой, можно назвать создание сильного бренда. Также, по нашему опыту, необходимо создать точки дифференцирования, которые являются драйверами выбора для различных аудиторий. Например, сегодня работает тенденция здорового образа жизни и здорового питания. Следуя этой тенденции, производители выводят на рынок новые продукты с уникальными качествами или целенаправленно делают акцент на уже имеющихся. “Высокое содержание белка”, “низкокалорийный продукт”, “без пальмового масла”, всё, что содержит приставку “фитнес-” привлекает внимание определенных целевых сегментов аудитории”,- прокомментировал Александр Вагин.

Если говорить о современных трендах в упаковке, что, по словам эксперта – основной способ коммуникации с потребителем на рынке FMCG, можно отметить ручной труд, “story telling”, когда упаковка рассказывает историю о продукте.

Многие участники рынка отмечают, что важно воспитывать потребителя молочных продуктов с юного возраста. Программой, прививающей любовь к молоку, поощряющей потребление молока как источник кальция и полезных микроэлементов, является “Школьное молоко”. Сегодня, помимо продукта здорового питания в школах, молоко для детей является и инструментом социального продвижения для его производителей. Между тем на Всемирном молочном саммите в Белфасте противники потребления молока устроили пикет, призывая одуматься и “не верить мифам о животноводстве”. (DairyNews.ru/Пищепром Украины)

Добавить комментарий