В последние годы в Европе значительно вырос рынок экзотических грибов, выращенных органическим способом. В их производство инвестируют грибоводы разных стран. По словам представителя голландской фирмы Pleunis Mushrooms Керта Плеуниса, потребители все больше интересуются экзотическими грибами местного производства. Это особенно заметно в Бельгии и Германии. Именно поэтому голландская фирма планирует строительство нового культивационного сооружения в Бельгии.
Фирма Pleunis Mushrooms реализует свою продукцию в Голландии, Германии и Швейцарии, но в недавнее время, несмотря на высокое качество продукции, потеряла часть своих покупателей в Германии всего лишь потому, что немцы предпочитают местный продукт. Голландские потребители в этом отношении менее “патриотичны”.
В настоящее время экзотические грибы выращиваются в его хозяйстве в 14 камерах общей площадью 2000 м2. Каждую неделю убирают 4 тонны. К.Плеунис старается выделить отдельную камеру под выращивание каждого вида грибов. Совместное выращивание нескольких видов не позволяет обеспечить оптимальный микроклимат для каждого вида, а это сказывается на урожайности. Владелец хозяйства старается каждую неделю начинать новый цикл выращивания в абсолютно чистой камере и обеспечивать каждому виду необходимые условия микроклимата.
Все производство полностью сертифицировано как органическое. В настоящее время в хозяйстве выращивают три вида грибов: шитаке (Lentinula edodes), майтаке (Grifola frondosa) и эринги (Pleurotus eryngii). Шитаке уже хорошо известны в Голландии, эринги (вешенка королевская) приобретает все большую известность в Германии, но майтаке пока остается новинкой, которую не так легко продать. Основными покупателями этого гриба являются рестораны. Однако этот гриб обладает хорошим потенциалом, так как нравится большинству потребителей, отведавших его.
В значительной степени продвижению экзотических грибов на рынке и увеличению спроса на них способствуют телевизионные кулинарные шоу. Замечено, что спрос на те или иные продукты резко возрастает после выхода в эфир программ, в которых показано приготовление блюд из этих продуктов.
Основное различие между конвенциональным и органическим производством грибов заключается в сырье для субстрата. Оно должно быть произведено органическим способом. Например, субстрат для шампиньонов производят из соломы и птичьего помета, следовательно и солома, и помет должны происходить из сертифицированных органических хозяйств. При свободном содержании кур собрать их помет практически невозможно. Экзотические грибы выращивают на субстрате, произведенном из древесины. Такой субстрат значительно более доступен, хозяйство К.Плеуниса получает органическую древесину от государственной организации по лесному хозяйству Staats-bosbeheer.
Увеличение грибного рынка привело к росту инвестиций в производство грибов в Германии и Польше. Поначалу польские производители концентрировались на выращивании белых шампиньонов, но в последние годы начали выращивать также шитаке и эринги. Польские грибоводы продают свою продукцию, главным образом, в Германии, а это важный рынок и для голландских производителей. Разница в цене невелика, поскольку основной статьей затрат является субстрат, а один из наиболее крупных его поставщиков находится в Голландии. По словам К.Плеуниса, себестоимость органических грибов в Польше и Голландии примерно одинакова. Именно это отличает производство экзотических грибов от шампиньонов. При выращивании шампиньонов основные затраты приходятся на ручную уборку урожая, и в этом случае большую роль играет минимальная зарплата в разных странах. (АПК-Информ/Пищепром Украины)