Сегодня в Украине происходят принципиальные изменения в сельской политике. Акцент делается не только на развитие территорий, но и на максимальное удовлетворение потребностей и интересов сельского населения. Причем человеческий фактор становится доминирующим.
Для нашей страны такие подходы являются новаторскими. Поэтому мы тщательно изучаем удачные практики сельского развития успешных стран и, в первую очередь, – Соединенных Штатов Америки, Канады, стран ЕС. А также используем опыт ведущих экспертов в этой сфере, прислушиваемся к их рекомендациям.
Томас Джонс относится как раз к числу таких известных в мире экспертов. Он является профессором экономики сельского хозяйства Университета Френка Миллера и Школы международных отношений Университета Миссури (США). Он специализируется на экономике развития сельской местности, анализе экономического влияния, финансах местного самоуправления. Несколько лет назад он консультировал правительство Украины по вопросам изменения политики сельского хозяйства и развития сельских регионов.
Недавно Томас Джонс побывал в нашей стране. Он охотно ответил на вопросы о целесообразности внедрения новой сельской политики и ее перспективах.
– Какова цель вашего пребывания в Украине?
– Я приехал в Украину для того, чтобы узнать, в каком контексте тут развивается сельская политика. На основе данных, которые получу, и с учетом опыта США, Канады и стран Европейского Союза мы вместе с учеными Университета Миссури подготовим рекомендации по реализации политики сельского развития для украинского правительства.
Сельское развитие на основе лидерства общин должно разрабатываться очень тщательно, чтобы отвечать условиям тех стран, где эта программа внедряется. Наши рекомендации также будут предназначаться и местным органам власти. Правительство должно создать условия для соответствующей работы местной власти. А последняя, в свою очередь, должна получить примеры успешной работы с территориальными общинами, которые тоже выбирают собственные стратегии. Мы надеемся, что сможем предоставить идеи, которые будут стимулировать их собственные инновации.
Поэтому сейчас мне очень важно понять реальную ситуацию, складывающуюся в украинской сельской местности.
– Вы имели возможность познакомиться с этой ситуацией. Как бы вы ее охарактеризовали?
– Я бывал в Украине несколько раз. Впервые – около 15 лет назад. И уже тогда изучал возможности проведения аграрной и сельской политики. А также рассматривал необходимость децентрализации власти.
С тех пор в вашей стране многое сделано. Процесс децентрализации власти уже происходит. Активно создаются объединенные территориальные общины. В то же время нужно не забывать о том, что консолидированные территориальные общины смогут обеспечивать процветание, если имеют для этого необходимые инструменты, финансирование и благоприятную для местного бизнеса регуляторную среду.
– Что даст Украине новая политика сельского развития?
– Хорошо обоснованная политика сельского развития позволяет местной власти создавать условия, которые будут привлекательными для новых работодателей, инвесторов и, что самое важное, – для молодых людей, которые получат стимулы оставаться работать в этих общинах, обустраиваться вместе со своими семьями. Я не случайно говорю, что лучше всего эти вопросы решать местной власти, ведь она знает сильные и слабые стороны своей территории, запросы населения.
– Связано ли успешное осуществление политики сельского развития с созданием полноценного рынка земли в Украине?
– Развитие сельских общин, в первую, очередь зависит от двух активов – их земли и населения. Местным органам власти трудно принимать правильные решения, если они не имеют уверенности в том, каким образом будет использоваться земля, как будет продаваться, как будут регулироваться вопросы, связанные с ней.
Не менее важен еще один аспект. Местные органы власти нуждаются в стабильной и понятной доходной базе. Ее обеспечивают результаты труда людей, а также земельные ресурсы. Пока вопрос земельных ресурсов остается неурегулированным, ожидаемой устойчивой доходной базы не будет.
– Проблема в том, что немало крестьян-собственников земли сегодня выступает против внедрения земельного рынка. Что должна сделать украинская власть, чтобы он заработал в ближайшее время?
– Многих людей пугают предложенные изменения, и их можно понять. Они не знают, каких результатов ожидать, поэтому предпочитают ничего не делать. Но дальнейшее развитие Украины требует, чтобы один из наибольших ее активов – земля – был полностью доступным для экономики. Пока такого еще нет.
Чтобы земельный рынок заработал, нужно обеспечить всех его участников полной информацией. Необходимо, чтобы было большое количество покупателей и продавцов, а также полная прозрачность в работе этого рынка.
Для того, чтобы иметь большое количество покупателей, нужна эффективная финансовая система, которая бы позволила людям иметь средства на приобретение земли. Прозрачность рынка позволит нынешним собственникам земли знать, получат ли они хорошую цену за землю.
Если земельный рынок будет создан на таких условиях, если его механизмы будут отработаны тщательно и ответственно, он не будет отпугивать потенциальных продавцов и покупателей.
– С какими еще вызовами сталкиваются украинские территориальные общины?
– Я думаю, что Украине необходимо модернизировать государственные институты, особенно по разработке надежных информационных систем. Органы государственной власти должны быть способны создавать достоверные данные и делать их доступными для общественности на всей территории.
Другим доступным шагом является создание мощных дорадчих служб. В Канаде, Соединенных Штатах Америки, странах Западной Европы, с которыми я более всего знаком, процветание можно связать с распространением образования. Там люди учатся в течение всей жизни. Для Украины также важно предоставлять людям современные знания для развития.
Еще один вопрос. Я вижу много предпринимательских тенденций в Киеве, некоторых других городах. Но думаю, что необходимо поощрять предпринимательский инновационный риск и в сельской местности.
– Вы побывали в Киптивской и Фурсовской объединенных территориальных общинах на Черниговщине. Как вы оцениваете перспективы их работы?
– По-моему, члены обеих общин понимают, что ключом к успеху является их консолидация и поддержка местных лидеров. Тут все знают друг друга, поэтому лидерами становятся те, кому наиболее доверяют, кто способен объединить людей, “зажечь” своими идеями.
В то же время думаю, что сам процесс создания объединенных территориальных общин проходил непросто. Люди жили и работали в определенной системе, от которой теперь должны были отказаться. У них возникало немало вопросов, и не на каждый находились ответы.
Переход от централизованного управления к децентрализованному контролю требует настройки не только основных подходов, но и множества деталей. Должен быть баланс между обязанностями и ресурсами, без этого хорошей работы не будет. Поэтому процесс должен быть гибким и в постоянном развитии.
– Политика сельского развития осуществляется и в других странах мира. Можно ли привести примеры удачной работы центральных и местных органов власти для ее реализации?
– Несколько примеров приходят в голову. Например, в Канаде создали Сельский Секретариат. Он отвечал за подготовку рекомендаций для правительства, для премьер-министра и министров о том, как сделать сельскую политику более эффективной.
В Объединенном Королевстве, и особенно это касается Англии, сельской политике были предоставлены приоритеты. Это означало, что каждое министерство имело среди основных целей своей работы и показатели по сельскому развитию.
В Соединенных Штатах Америки на уровне министерств был создан специальный совет, где члены каждого департамента встречались для обсуждения сельской политики. Аналогичные советы имел каждый штат страны, где представители федерального правительства и органов власти штата, а также органов местного самоуправления рассматривали различные вопросы сельского развития.
Думаю, во всех случаях такое внимание к сельской политике было на пользу.
– Что должно сделать украинское правительство, чтобы ускорить внедрение новой политики сельского развития?
– Назову три первых шага. Прежде всего, речь идет о развитии надежного и эффективного рынка земли.
Второй шаг – это надежный и эффективный финансовый рынок. Он должен быть доступен не только для тех, кто желает приобрести землю сельскохозяйственного назначения и работать на ней, но и для местных органов власти, чтоб они могли делать стратегические инвестиции. Ведь хорошо известно, что для получения доходов необходимо вложить предварительные инвестиции, на пустом месте ничего не будет.
А третьим шагом должно быть установление четкого, сбалансированного и справедливого соответствия между обязанностями сельских или местных советов и источниками поступлений. Механизм не заработает, если, скажем, обязанности будут слишком высокими, а поступления – низкими.
– А на что следует обратить внимание объединенным территориальным общинам и их лидерам?
– Они не должны думать, что единственной хорошей инвестицией является та, которая сделана в сооружения, в дороги и другие физические вещи. Инвестировать также нужно в людей, в их знания и профессиональные навыки. Особенно это касается молодежи.
Во время пребывания в вашей стране у меня появилось много новых идей относительно того, как Агентство США по международному развитию (USAID) и другие партнеры могут помочь Украине в развитии ее потенциала. Я буду стараться продвигать их.
– Как международный эксперт и просто как человек вы имеете повышенный интерес к Украине. С чем это связано?
– Одной из причин является то, что в 1989 году я очень увлекся изменениями в мировой политике, в частности, в Восточной Европе. Тогда появилась надежда, что мир становится ближе. Поэтому я решил стать экспертом именно по вопросам Восточной Европы.
Вторая причина заключается в том, что семья моей жены является эмигрантами из Западной Украины. Я очень заинтересовался историей Украины и тем, что происходит сейчас. Мне хотелось бы, чтобы мои профессиональные знания здесь пригодились.
Сегодня Украина может воспользоваться опытом многих успешных стран мира. Я бы вспомнил Ирландию, где мне пришлось работать 25 лет назад. Она превратилась из самой бедной страны Евросоюза в успешную и процветающую. Ирландцы имеют самый высокий доход в ЕС (Ред. – из расчета на душу населения). У них было бы интересно поучиться. (Тарас Терновской, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам/ Пищепром Украины)