В первом квартале 2017 объем экспорта орехов из Украины уменьшился на 17,8%, до $20,3 млн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные озвучили аналитики Центра поддержки экспорта (ЦПЭ) на Международной конференции Всеукраинской ореховой ассоциации.
За 2016 год Украина экспортировала грецких орехов на сумму $79 млн, что на 22% меньше, чем в 2015 году. Но при этом объем поставок вырос на 40% и составил около 40 тыс. тонн. Ситуация объясняется существенным снижением цен на продукцию. Средняя цена на FOB орехов в прошлом году составляла $2,43 за килограмм против $4,01 в 2015 году. Несмотря на это, Украина остается в ТОП-5 стран экспортеров орехов.
По данным ЦПЭ, расширяется и география экспорта орехов. В 2016 году более 60 стран мира импортировали украинскую продукцию. Основные потребители грецких орехов – страны Азии: Турция, Ирак, Иран, Ливан, на которые приходится более 50% всего экспорта отечественных орехов.
Одним из перспективных рынков сбыта украинской продукции становится рынок стран ЕС: в 2016 году страны ЕС экспортировали продукции на $27 млн (34% от всего экспорта в 2016 году). Экспорт в эти страны стабильно растет.
В перспективе 1-3 лет Украина может возобновить рост орехового экспорта. Этому пока способствует ценовая конъюнктура. По данным ЦПЭ, экспортная цена в 2017 году уже выросла на 18% и составляет $2,83 за килограмм орехов без скорлупы.
Кроме того, для изменения тренда необходима дерегуляция экспорта, государственная поддержка и изменение маркетинговой стратегии самими экспортерами.
Прежде всего, по мнению руководителя отдела Управления садоводства и виноградарства Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Виктора Костенко, необходимо преодолеть основные сдерживающие факторы: зарегулированность законодательных и таможенных процедур, недостаточность кредитных ресурсов и необходимого уровня инвестиций в ореховодство, отсутствие государственных и региональных программ поддержки отрасли, недостаточные объемы выращивания садового материала и тому подобное.
“Украинские экспортеры могут увеличить свои доходы от продаж орехов на экспорт, если изменят свою маркетинговую стратегию, – отметил вице-президент УСПП, координатор Центра поддержки экспорта при УСПП Денис Красников. – На данный момент большую часть добавленной стоимости получают посредники, дистрибьюторы, которым украинские ореховоды продают свою продукцию. Для того чтобы добавленная стоимость оставалась в Украине, необходимо сконцентрироваться на экспорте орехов зарубежным производителям кондитерской продукции и наладить поставки международным торговым сетям”.
По словам Д. Красникова, для этого отечественным производителям необходимо обеспечить постоянные объемы поставок, что важно для торговых сетей, а также единые стандарты качества продукции украинского экспорта. Сети супермаркетов Финляндии, США, Испании, Канады, как подчеркнул эксперт, готовы закупать украинские орехи по ценам значительно более высоким, чем сегодня имеют украинские ореховоды. Наиболее перспективными рынками для украинского экспорта, по мнению экспертов, останутся страны Азии и Евросоюза. (Дело/ Пищепром Украины)