В ближайшие 10 лет в строительство новых зернохранилищ наши аграрии вложат минимум $12 млрд. Такой прогноз сделал генеральный директор строительной компании ТММ Николай Толмачев, пишет propozitsiya.com со ссылкой на ukragroconsult.com.
При нынешних объемах экспорта около 39 млн т в год потребность в зернохранилищах будет увеличиваться. “У строительных компаний сейчас много заказов на элеваторы. Думаю, на этот рынок подтянутся и новые игроки”, – уверен Н. Толмачев.
Учитывая темпы роста производства зерна, в ближайшие годы Украине понадобится еще 10 млн т элеваторных мощностей, уверена аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Наталья Шпигоцкая.
В последние годы многие агрокомпании занялись строительством собственных элеваторов. “Это выгоднее, чем хранить зерно на чужих мощностях, – полагает генеральный директор компании Grain Alliance Евгений Радовенюк. – В период уборки урожая цены на хранение зашкаливают”. В 2016-м, когда начались перебои с зерновозами, владельцы элеваторов вдвое подняли цены на свои услуги. В прошлом году Grain Alliance завершила строительство второй очереди Пирятинского элеватора мощностью 36 тыс. т. В ближайшие несколько лет компания намерена построить еще 100 тыс. т мощностей по хранению.
Чаще всего компании возводят зерновые комплексы с металлическими силосами большого диаметра. “Их проще и быстрее построить, они эффективнее в обслуживании, облегчают механизацию и автоматизацию процессов с зерном”, – поясняет начальник управления логистики ПАО “Аграрный фонд” Александр Лысенко.
Для мелких фермеров, у которых нет денег на строительство собственных зернохранилищ, выходом может стать строительство кооперативных элеваторов. По такому принципу работают фермеры во Франции и Канаде. В Украине первый совместный элеватор мощностью 54 тыс. т в Днепропетровской области строит кооператив из 70 фермеров.
Самые удобные площадки для строительства элеваторов расположены возле больших рек, в первую очередь Днепра и Южного Буга. Из-за дефицита зерновозов, растущих тарифов на перевозки по железной дороге и ужесточения весового контроля автотранспорта речная логистика становится все более удобной для транспортировки грузов. (УНН/ Пищепром Украины)