Эксперты Национального агентства ценовой политики (НАЦП) составили топ-10 продуктов, цена на которые за последние два года увеличилась в два раза и более. Как сообщает МК, в лидерах подорожания оказались черный перец горошком, гречка и чеснок.
Десятка лидеров продуктовой инфляции выглядит сегодня так: чеснок, гречка, черный перец, орехи, сухофрукты, замороженные овощи, черный чай, соленая сельдь, охлажденная и мороженая рыба, шоколад. Абсолютным лидером стал чеснок, подрожавший с 2014 года на 156,4%. При этом торговая наценка на него составляет рекордные 900% – при отпускной цене 1 кг продукта на уровне 30 рублей в столичных супермаркетах чеснок стоит 250-280 рублей за килограмм.
Гречневая крупа занимает почетное второе место с тех пор, как цена на нее удвоилась в 2014 году из-за неурожая. Второй скачок цен на гречку был зафиксирован в 2016 году из-за повышенного спроса. Как объяснил руководитель НАЦП, ведущий эксперт потребительского рынка Станислав Черкасов, торговые сети завысили цену на гречневую крупу для того, чтобы избежать ее дефицита.
На 120% подорожал черный перец, который поступает в Россию преимущественно из Вьетнама и Мексики. По мнению эксперта, причиной резкого скачка цены на специю стала агрессивная спекулятивная политика этих стран, как монополистов.
Цены на традиционно импортируемые в РФ орехи, сухофрукты и чай также существенно повышались в 2014 и 2015 годах, что объясняется падением курса рубля.
Цены на рыбу с августа 2014 года в среднем по России увеличились более чем на 80%. Больше чем в два раза подорожали такие виды, как лосось, форель, треска и карп. Рекордный рост цен на охлажденную и мороженую рыбу зафиксирован в Ставропольском крае: за два года она подорожала более чем в три раза – с 270 рублей до 860 рублей за килограмм. Впрочем, рыба подорожала даже в таких рыбных регионах, как Дальний Восток и Северо-Запад. При этом торговая наценка на этот продукт может составить 500%, хотя разница в региональных отпускных ценах не превышает 10%. На российском рыбном рынке сложилась парадоксальная ситуация: доля импорта за последние годы неуклонно сокращается, внутреннее производство в России увеличивается, но цены неуклонно растут. На сегодняшний день выловленную в отечественных водах рыбу выгоднее продавать за границу, чем поставлять в отечественную торговую сеть.
По мнению Станислава Черкасова, так как потребности внутреннего рынка остаются неудовлетворенными, цены на рыбу не снижаются. К сожалению, рыба становится деликатесом у россиян, причем это касается не только лососевых, которые раньше были доступны среднестатистическому покупателю, но и недорогой рыбы.
Завершает список рекордсменов подорожания шоколад. С 2014 года цена на него выросла на 72%, так как цена на какао-бобы, которые являются основным ингредиентом при производстве шоколада, зависит от колебания курсов валют.
К счастью, не вся продуктовая корзина россиян устойчиво дорожает. Некоторые продукты даже падают в цене, хотя ненамного.
Традиционный борщевой набор – картофель, репчатый лук, свекла, капуста и морковка – неуклонно дешевеет, снижая общий уровень продуктовой инфляции, которая по итогам 2016 года составила всего 5,4%. Однако весомый вклад в хорошее для потребителя поведение борщевого набора внес отказ от импорта. Заграничного картофеля на наших прилавках почти нет с 2015 года, а цена на отечественный растет не больше чем на 1-1,5 рубля в год (3-6%). Отсюда эффект дефляции. Ровно такая же картина наблюдается по остальным продуктам овощной группы. (YTPO.ru/ Пищепром Украины)