Российские винодельческие компании вновь стали проявлять интерес к производству и экспорту вина из Грузии. О дистрибуции или приобретении собственных хозяйств задумалась “Абрау-Дюрсо”, а компания Simple намерена увеличить площадь принадлежащих ей виноградников в Грузии на 15-20%.
Основатель и владелец винного дома “Абрау-Дюрсо” Павел Титов вместе с командой менеджеров на прошлой неделе побывал на виноградниках в Грузии, свидетельствуют фотографии и отметки сотрудников компании в социальных сетях. Как объяснил РБК сам Титов, поездка в Грузию была “ознакомительной”: компания рассматривает возможность развития собственного проекта в Грузии. “Мы рассматриваем потенциальный проект в Грузии, это может быть как дистрибуция, так и приобретение активов”, – рассказал Титов. У большинства грузинских производителей в премиальном сегменте не очень эффективная дистрибуция и “мы можем помочь”, поясняет Титов. Называть возможных партнеров он не стал, отметив, что более детальные планы компания сможет сформировать через месяц.
Россия ввела запрет на поставки винной продукции из Грузии в марте 2006 года из-за претензий к его качеству. Как заявлял занимавший тогда должность главного санитарного врача России Геннадий Онищенко, в грузинских винах были обнаружены тяжелые металлы и пестициды. Экспорт грузинского вина на российский рынок был возобновлен с июня 2013 года. Несмотря на семилетнее отсутствие на рынке, грузинские вина достаточно быстро смогли вернуть себе место на рынке. Так, за первые полгода после снятия запрета они заняли восьмую строчку среди потоков других вин в Россию с долей 5,45% – всего в нашу страну пришло 14,79 млн л (более 21 млн бутылок). Это значительно превысило прогнозы грузинской стороны и тем более Онищенко, который считал, что грузинским винам вряд ли удастся занять более 1% российского винного рынка.
По данным Федеральной таможенной службы, поставки вина в Россию (без учета игристых вин) в 2016 году достигли 174,7 млн л, что на 4,5% выше уровня 2015 года. Лидеры среди стран-поставщиков за последние два года не меняются – это Испания (21,2% поставок), Италия (17,5%) и Франция (14,5%). Четвертое место в 2016 году по объемам поставок заняла Грузия (11,2%). Она сменила прежде занимавшую эту строчку Абхазию, на которую в 2016 году пришлось 9,5% рынка в физическом выражении.
Однако до запрета на ввоз вина из Грузии из-за претензий Роспотребнадзора объем поставок составлял 45 млн л в год, напоминает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. До достижения таких показателей стране еще далеко, несмотря на впечатляющие темпы роста импорта в 2016 году, уверен собеседник РБК.
По данным Национального агентства вина Министерства сельского хозяйства Грузии, Россия остается главным покупателем местного вина – в 2016 году на нее пришлось 49% от общего экспорта вина из Грузии. Самыми популярными за рубежом среди грузинских вин в 2016 году стали “Киндзмараули”, “Мукузани”, “Цинандали”, “Ахашени” и “Хванчкара”.
Еще больше Грузии
Мнение о растущем потенциале грузинских вин разделяют и в виноторговой компании Simple. “Спрос на грузинские вина очень высокий, и он будет расти. Мы будем наращивать объемы импорта грузинского вина и параллельно заниматься подготовкой к собственному производству”, – сообщил РБК член совета директоров Simple Сандро Хатиашвили.
В настоящее время компании принадлежит порядка 100 га виноградника в Грузии, преимущественно в Киндзмараульской микрозоне. Высаживать собственный виноград компания начала два года назад. В настоящее время засажена лишь треть этой площади. К 2020 году Simple рассчитывает полностью засадить все виноградники, добавил он.
Кроме того, в текущем году Simple рассчитывает на 15-20% увеличить земельный банк в Грузии, рассказал Хатиашвили. Небольшие виноградники компания намерена скупать у местных фермеров.
В компании “Ладога Дистрибьюшен” также подтверждают тенденцию роста интереса к грузинским винам. Как считает президент компании Вениамин Грабар, это отчасти происходит на фоне роста интереса к российским винам. “Грузинское вино потребителем зачастую воспринимается как “наше”. Оно может быть схожим по стилю с российским вином, хотя грузинское находится в более высоком ценовом сегменте”, – отмечает он.
При этом все опрошенные РБК игроки рынка отмечают устойчивый спрос на красные полусладкие вина, популярные в советские времена. Как отмечает Титов из “Абрау Дюрсо”, две трети поставляемых в Россию грузинских вин – полусладкие. Однако Грузия может предложить покупателям “массу сухих вин очень достойного качества”, добавляет он.
По данным “Ладоги”, которая с 2013 года работает с грузинскими винами Telavi Wine Cellar (ТМ Marani), наибольшую долю в продажах по-прежнему занимают полусладкие вина вроде “Киндзмараули” и “Алазанской долины”. Но с ростом молодой аудитории начинают набирать популярность сухие вина, отмечают в компании. (Агро Перспектива/ Пищепром Украины)