В Украине вскоре перестанут следить за ценами на продукты. Минэкономразвития передало на рассмотрение правительства проект постановления о временной – на три месяца – отмене регулирования оптово-отпускных цен производителей и розничной наценки торговцев социально значимыми продуктами.
В целом эксперты оценивают эту новацию позитивно. Однако не исключают, что без присмотра властей цифры на магазинных ценниках будут расти быстрее, чем раньше.
Официальная позиция министерства изложена в пояснительной записке к проекту постановления. В частности, там сказано, что действующие ограничения не эффективны, так как не способствуют снижению цен на социально значимые товары, а наоборот, провоцируют их повышение.
Ведь расходы законопослушных производителей и торговцев на выполнение регуляций и оформление отчетности ложатся на себестоимость. А не очень честные бизнесмены искусственно завышают себестоимость, чтобы “вписаться” в допустимые рамки. Наличие недобросовестных конкурентов и зарегулированность этой сферы вынуждают легальный бизнес либо тоже идти в тень, либо платить взятки контролерам. А то и вовсе переориентироваться на выпуск продукции, не подпадающей под контроль.Благо, сейчас это не так сложно сделать.
Например, чтобы товар не попал в список социально значимых продуктов, достаточно выпустить молоко с жирностью, не 2,5%, а 2,6% или сменить название хлеба с бородинского на бородянский, По словам замминистра экономического развития и торговли Украины Максима Нефедова, ценовое регулирование сдерживает инвестиции в производство подконтрольных продтоваров. В результате продукт, произведенный на устаревшем оборудовании стоит дороже.
В целом, по данным министерства, регулирование влияет почти на 13,5 тыс. предприятий, из которых только 33 компании относятся к крупным, 515 – средним, а остальные – представляют малый и микробизнес.
При этом, по словам председателя Государственной регуляторной службы Украины Ксении Ляпиной, статистика показывает, что в тех областях, где регулирование местными властями не вводилось, цены на некоторые продукты порою были даже ниже, чем в регионах с регуляцией.
Впрочем, в Минэкономразвития признают, что существует потенциальный риск роста социального напряжения “вследствие роста цен на товары, которые раньше подпадали под ограничение наценки”.
О том, что такой риск есть, можно судить по высказываниям представителей торговых сетей. Например, ранее гендиректор Ассоциации ритейлеров Украины Марина Черненко сообщила, что у торговцев больше не осталось резервов для удержания цен за счет снижения собственной маржи. И со второго квартала 2016 г. сети начали постепенно повышать цены, чтобы компенсировать потери предыдущих двух лет (когда существенно упали доходы населения и продажи).
“Сети планируют повышать цены. Об этом мне доводилось не раз слышать в ходе бесед с представителями торговли. Потому что у них была занижена рентабельность по социальным продуктам питания”, – рассказал UBR.ua директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
По его словам, решение об отмене регулирования правильное, но крайне несвоевременное. “Я за то, что его надо отменять. Но это нужно было делать либо в 2006 г., когда повышение стоимости некоторых продуктов даже на 15-20% не имело большого значения. Или уже в 2019 г., а не сейчас, когда уровень жизни находится на очень низком уровне”, – считает Дорошенко.
Эксперт говорит, что самые дешевые продукты дорожают быстрее, так как их покупают все больше, а при растущем спросе увеличивается и цена. В первую очередь, по его словам, подорожают овощи, хлеб, молоко. Меньше всего будут повышаться цены на товары длительного хранения, например, крупы, сахар, макароны и т.п.
Однако рост цен по тем же рыночным законам снижает темпы потребления. Поэтому, как отмечает старший аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь, даже если сети повысят цены, то потребители переключатся на другие товары той же категории. Например, молоко другой жирности или хлеб другого сорта. Даже если нет товаров заменителей, то поднятие цен может быть невыгодно торговцам.
“Вряд ли сети поднимут цену на все товары сразу. Переписывать ценники сетям выгодно только, если спрос не эластичный, то есть он сокращается меньше, чем цена на условную единицу товара”, – считает экономист. Поэтому Александр Жолудь уверен, что риски повышения цен чересчур преувеличены.
“Это позитивная инициатива. Многие страны в разное время пытались устанавливать предельные цены на социально значимые товары. Их опыт показывает, что такие продукты дорожают в среднем больше, чем другие. Чтобы продукция была в нормальном качестве и ассортименте, надо отменять любое регулирование. Иначе компании продолжат искать обходные пути, что увеличивает затраты и соответственно, цены”, – рассказал эксперт.
Собственно, и без госрегулирования цены на продукты повседневного спроса растут. Например, недавно Ассоциация производителей молока предупредила, что удорожание электроэнергии и рост закупочных цен на сырье уже осенью повысит стоимость молочки на 15-20%. (УНН/ Пищепром Украины)