Быстрорастущие молочные компании Вьетнама инвестируют большие объемы в новые рынки, поскольку готовятся к интенсивной конкуренции на внутреннем рынке с мировыми гигантами, намеренными использовать в своих интересах соглашение о Тихоокеанское торговом партнерстве.
Внутренний спрос на молоко быстро повышается, поскольку покупательная способность увеличивается в стране с населением 90 млн. человек, повышая прибыль молочных компаний, которые быстро расширяются, но могут удовлетворить только одну треть потребности в молоке.
Это оставляет пространство, которую гиганты, такие как новозеландская Fonterra и канадская Saputo могут заполнить новыми продуктами и понизить цены, как только Тихоокеанское торговое партнерство войдет в силу, устранив тарифы на 12 рынках, составляющих 40% мировой экономики. ТТП – обратная сторона активных попыток коммунистической страны опередить Юго-Восточную Азию в получении предпочтительного доступа к самым большим рынкам в мире для своей электроники, текстиля, морепродуктов и сырья.
Торговая либерализация усилила бы экономику, которая должна вырасти до $200 млрд. в этом году, но иностранная конкуренция от TТП может нанести сокрушительный удар по местным компаниям, которые испытывают недостаток капитала, знаний и опыта и не могут присоединиться к цепи поставок. Согласно частным оценкам, TТП добавит 15% к экономике Вьетнама до 2025 г. по сравнению с менее чем 2,2% для Малайзии и Сингапура.
Вьетнамские молочные компании, готовясь к более жесткой конкуренции, стремятся расшириться за границей и использовать торговые сделки вне TТП или найти специализированные внутренние рынки, чтобы справиться с самым крупным в истории страны торговым соглашением.
Участники TТП Новая Зеландия и США в 2014 г. экспортировали молочных продуктов на $18,2 млрд. по всему миру и произвели 115 млн. т сырого молока, в то время как Вьетнам импортировал $1,1 млрд. молочной продукции в прошлом году.
Вьетнамская компания с самой высокой капитализацией Vinamilk также нацелилась на бизнес за границей с начальными инвестициями в $30 млн. в США, Новой Зеландии и Камбодже и $3 млн. в Польше, стремясь в конечном счете использовать ее в качестве прохода в ЕС, с которым Ханой заключил соглашение о свободной торговле. Мелкие компании, испытывающие проблемы с капиталом, также перемещают стратегию в нишевые сферы, такие как свежее молоко, через кооперативы, используемые успешно в Новой Зеландии. (Agro2b/ Пищепром Украины и мира)