В России в связи со снижением уровня жизни происходит смещение потребительских предпочтений в сторону более дешевых видов сладостей, констатирует исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР) Елизавета Никитина.
Как указывается в обзоре организации, производство различных видов печенья, пряников, вафель и прочих мучных изделий длительных сроков хранения в России за 9 месяцев 2015 г. показало, по данным Росстата, положительную динамику по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 7,1% и достигло 1,014 млн. т. Экспортные продажи этой категории за тот же период составили 136,32 тыс. т, при том что импорт различных видов мучных изделий длительных сроков хранения в январе-сентябре 2015 года сократился на 40,3% до 74,8 тыс. т.
“Категория мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения, таких как печенье, вафли, пряники, кексы и тому подобное, оказалась наиболее устойчивой к проявлениям кризиса по сравнению с другими видами кондитерских изделий, например, шоколадом и тортами. С одной стороны, этому способствует сформировавшаяся в нашей стране культура потребления кондитерских изделий – мучному в России традиционно отдается предпочтение. С другой, – именно в этой категории цены растут относительно медленно, а стоимость таких изделий (цена за 1 кг) одна из самых низких по сравнению с другими категориями”, – отмечается в обзоре.
В сентябре 2015 г. стоимость килограмма печенья в среднем в России составила 133,6 руб., пряников – 113,6 руб., кексов и рулетов – 219,1 руб. За год цены на эту продукцию выросли в диапазоне 18-21%. Для сравнения, килограмм шоколада стоил в сентябре текущего года 715,2 руб., шоколадных конфет -265,3 руб., тортов – 391,4 руб. Цены, например, на шоколад росли самыми быстрыми темпами (плюс 37,2%) по сравнению с остальной кондитерской продукцией. Как подчеркивают в ЦИКР, это объясняет изменение потребительских предпочтений в условиях снижения уровня жизни, когда покупки в более дорогих категориях сокращаются, и происходит отток предпочтений в сторону более дешевой продукции.
“Определенный рост экспортных продаж связан с проявлениями кризиса, поскольку и в России, и в основных странах-экспортерах российской кондитерской продукции (в основном это бывшие республики Советского Союза) наблюдаются схожие модели потребительского поведения. В связи со снижением уровня жизни происходит смещение предпочтений в сторону более дешевых видов сладостей, – комментирует исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. – Подобный отток означает падение продаж в других категориях, в первую очередь шоколадных кондитерских изделий. А со временем, с усилением проявлений кризиса, может привести к сокращению потребления и внутри категории мучных кондитерских изделий, когда необходимость экономить будет вынуждать потребителей отказываться от приобретения сладкого”. (РосБалт/ Пищепром Украины и мира)