В “Ашане” теперь нельзя купить продукты на развес. Такое предписание французской сети гипермаркетов вынес Роспотребнадзор, а суд его поддержал. И хотя представители “Ашана” намерены обжаловать это решение, слушание дела назначено на 3 декабря, сейчас чай, орехи, сухофрукты, креветки, пельмени и прочие полуфабрикаты можно приобрести только в упаковке. В зависимости от магазина список товаров, запрещенных к реализации в развес разнится. Роспотребнадзор решил, что такой вид продажи не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам.
Ранее торговая сеть по итогам проверок Роспотребнадзора и Россельхознадзора была оштрафована более чем на 25 млн. руб. Претензии контролирующих органов распространялись на качество мясной продукции, реализуемой в магазинах сети. При этом главный санитарный врач России Анна Попова заявила, что все претензии к “Ашану” носят рабочий характер, Роспотребнадзор не ставит вопрос о закрытии сети: “Никаких специальных претензий к “Ашану” у нас нет. Если нарушения выявляются в любой торговой точке, они должны быть устранены”.
Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков уверен, что никаких принципиальных отличий в качестве и безопасности товаров, соблюдения санитарных норм между “Ашаном” и другими торговыми сетями нет.
– Беспрецедентная кампания административного давления, основанная на выборочном применении закона, ведущаяся против сети “Ашан” имеет все признаки заказной. Очевидно, что у данной, ставшей популярной благодаря низкому уровню цен, сети имеются конкуренты, которые используют чисто российские методы борьбы с противниками – административное давление и заказные кампании черного пиара в СМИ, – комментирует Михаил Аншаков. Большинство претензий, которые озвучивает Роспотребнадзор в отношении “Ашана”, вроде “торговля креветками в развес”, выглядят надуманными на фоне других действительно значимых нарушений, имеющихся в любой другой розничной сети. Это и торговля товарами сомнительного качества, информация о которых на упаковке не соответствует действительности, и реализация просроченной продукции, и массовые перефасовки с “продлением” срока реализации, и анисанитарные условия, и путаница с ценниками.
Вспомним вопиющий случай, произошедший с конкурентом французских гипермаркетов – сетью “Перекресток”. В 2010 г. около 100 граждан, приобретавших салаты в “Перекрестках” (X5 Ритейл групп) заразились гепатитом А. Прокуратура города Долгопрудного провела проверку цеха по производству салатов и обнаружила, что в производстве использовалась вода из скважины, не прошедшей никакие проверки, не имеющей лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения. Также не соответствовали санитарным нормам помещение и оборудование цеха. Другими словами, салаты для “Перекрестка” готовились в полной антисанитарии с использованием воды из лужи. За выявленные нарушения Роспотребнадзор наказал сеть смешным штрафом в 20 тыс. руб. и приостановил деятельность только одного фасовочного цеха. – На этом фоне штраф в 25 млн. руб. к Ашану за “нерасфасованные креветки” выглядит откровенным административным произволом, связанным с выборочным применением закона, – говорит Аншаков. (Retail.Ru/ Пищепром Украины и мира)