После того как Россия ввела запрет на ввоз рыбной продукции из Латвии, производители шпрот ищут новые рынки сбыта. В числе потенциальных направлений – США и Китай. Рижские шпроты, килька в томатном соусе, сельдь в масле, филе скумбрии – образцы продукции с этикетками на русском языке все еще размещены на сайте Вентспилского рыбоконсервного комбината. До недавних пор на предприятии трудилось около 300 человек, а 80% экспорта его продукции приходилось на Россию. Однако несколько месяцев назад комбинат был вынужден закрыть производство и уволить почти всех сотрудников.
Комбинат в Вентспилсе – одно из латвийских предприятий, которые пострадали от запрета на поставки в РФ рыбных консервов из Латвии и Эстонии, введенного Россельхознадзором в июне 2015 г. Такое решение было принято после проверки российскими инспекторами продукции пяти латвийских и четырех эстонских фирм. Официальное обоснование: в консервах обнаружено повышенное содержание бензопирена. Ранее Россия ввела эмбарго на ввоз свежей, замороженной и охлажденной рыбы из стран ЕС в рамках ответных санкций. Но на рыбные консервы ограничения Москвы прежде не распространялись.
Новый запрет стал ударом прежде всего для производителей латвийских шпрот. До сих пор на долю российского рынка приходилась примерно половина их оборота, что составляло около 100 млн евро в год. В Латвии рыбные консервы производили около 20 предприятий, в отрасли было занято около 5000 человек. Многие из них теперь остались без работы.
“Чтобы отрасль могла выжить и развиваться, нужно искать новые рынки сбыта – другого пути нет”, – отмечает глава Ассоциации рыбопереработчиков Латвии Дидзис Шмитс. Однако найти замену российскому рынку в краткосрочной перспективе станет непросто. Латвийские предприятия поставляют рыбные консервы в общей сложности в 50 стран мира, но быстрого прогресса на новых рынках достичь невозможно. “Отрасль справится с этим кризисом и, вероятно, выйдет из него еще сильнее, но некоторые предприятия его попросту не переживут”, – поясняет Шмитс.
Трудные времена настали и для рыбоперерабатывающего предприятия Gamma-A. Его оборот сократился наполовину, треть сотрудников – более 200 человек – уволены. “Раньше мы работали с прибылью, а теперь, похоже, закончим этот год с убытком”, – говорит член правления компании Оскарс Янковскис. Gamma-A экспортирует свою продукцию и в страны Восточной Европы – Украину и Молдавию. Однако в последнее время в регионе наметился экономический спад, в том числе из-за колебания курса рубля.
Латвийские производители шпрот активно ищут новые рынки сбыта. К примеру, летом 2015 г. Китай разрешил экспорт на свой рынок 30 латвийским рыбоперерабатывающим предприятиям. Недавно Gamma-A отправила в КНР первый пробный контейнер со шпротами, которые уже в октябре можно будет купить в одном из местных интернет-магазинов.
“Посмотрим, понравится ли наша продукция китайским потребителям”, – говорит Оскарс Янковскис. Интерес для предприятия представляет и заокеанский рынок. До сих пор рыбные консервы Gamma-A продавали в США в специализированных русских магазинах; теперь же первые образцы продукции направлены распространителям, связанным с местными сетями супермаркетов. Впрочем, о том, чтобы компенсировать потерю российского рынка, речи не идет. Доля экспорта предприятия в США пока составляет лишь три процента, отмечает Янковскис.
“Надежды на США возлагает и Вентспилский рыбоконсервный комбинат, который в октябре планирует частично возобновить деятельность. Предприятие изучило американский рынок и нашло потенциальных партнеров. “В данный момент мы проходим там процедуру сертификации. Рынок США – больше российского, и мы видим там большие возможности. Другой вопрос – сможем ли мы обеспечить доставку и высокое качество продукции”, – говорит член правления предприятия Ингус Клинджанс.
В свою очередь предприятие Randa ориентируется на европейский рынок. Доля российского экспорта составляла здесь 90% – компания также закрыла производство и уволила почти всех из 200 сотрудников, рассказывает ее совладелец Оскарс Гросманис. О возможности поставлять шпроты в Китай или США он отзывается скептически. По его словам, в этих странах другие вкусовые предпочтения. Вместо этого Randa планирует наладить экспорт в Германию нового продукта – консервированной печени трески, которая пришлась по вкусу немецким покупателям. “Мы представили свою продукцию на сельскохозяйственной выставке “Зеленая неделя” в Берлине и были приятно удивлены большим спросом. Нам было бы достаточно попасть в одну крупную немецкую торговую сеть”, – поясняет Гросманис. Кроме того, Randa ищет возможности сбыта продукции в Польше, Литве и скандинавских странах.
В свою очередь скорого открытия российского рынка ожидать не следует. Уже в июле Продовольственно-ветеринарная служба Латвии заявила об устранении нарушений, выявленных Россельхознадзором, и отправила российской стороне соответствующие доказательства.
Однако в ведомстве пояснили, что решение вопроса о возобновлении импорта займет много времени, в том числе по политическим причинам. Как ранее сообщил представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко, быстрому решению вопроса не способствуют введенные против России санкции, “проводником” которых выступали страны Балтии. Впрочем, отсутствие запрета на импорт продукции в РФ не отменило бы необходимости поиска альтернативных рынков, ведь в России из-за нестабильного курса рубля снижается покупательная способность. Оскарс Гросманис отмечает, что в России до сих пор не распроданы партии шпрот, поставленные туда еще до вступления ограничений в силу. По словам латвийских предпринимателей, на российский рынок они больше не рассчитывают. (DW/ Пищепром Украины и мира)