ЕС и США наращивают экспорт фасованных сыров в страны Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки. Согласно прогнозу Euromonitor International скоро в этих регионах активизируется М&A активность.
На данный момент крупнейшим рынком сыра остаются США, получающие $22,1 млрд. с перспективами роста до $27 млрд. к 2020 г. Объем французского сырного рынка почти в два раза меньше, на данный момент он составляет до $9,4 млрд. с перспективой роста до до $10,6 млрд. к 2020 г. Бразилия к 2020 г. обойдет Италию и станет пятым крупнейшим рынком сыра в мире, который может вырасти втрое в период 2010-2020 гг. до $9,9 млрд.
“Причина – рост доходов среднего класса, – поясняет тенденцию Лианне ван ден Бос, аналитик продовольственного рынка Euromonitor International. – Мы видим быстрый рост, особенно в Бразилии. У потребителей растут доходы, и сыр, один из самых дорогих продуктов, становится более доступным”.
По данным Euromonitor, в 2015-2020 гг. половина объема новых продаж сыра будет приходится на Латинскую Америку, Ближний Восток и Африку. “Эти регионы уже рассматриваются как очаги роста в будущем, но интересно также исследовать будущие рейтинги рынков сыра, – отмечает Лианне ван ден Бос. – Такие рынки, как Алжир, Египет, Саудовская Аравия и Мексика котируются невысоко в рейтинге продаж упакованной продукции, однако с точки зрения развития рынка сыра они перспективны”.
Однако на данный момент потребление сыра в данных регионах сильно отстает от европейских показателей. Среднегодовое потребление сыра в Бразилии, Мексике и Египте, например, составляет всего 4 кг, тогда как в Германии 10 кг. “Я не могу сказать, что это низкий уровень потребления, как в Китае, где потребление действительное небольшое. Сыр уже стал частью рациона потребителей – нам не нужно убеждать их есть сыр – но уровень потребления еще не достиг показателей развитых стран”, – подчеркивает Лианне ван ден Бос.
Рост потребления сыра и другой молочной продукции в Латинской Америке, Ближнем Востоке и Африке, по мнению Лианне ван ден Бос, может привести к активизации деятельности транснациональных игроков на данных рынках. “Скорее всего мы увидим (активность – ред.) крупнейших компаний, так как у них есть капитал, они будут приобретать существующие предприятия, добавляя их в свое портфолио, также они будут использовать для продвижения совместные предприятия. Компании среднего размера будут опираться на соглашения и совместные предприятия”, – отмечает Лианне ван ден Бос.
Однако у международных игроков могут возникнуть проблемы с инфраструктурой и путями реализации. “На Ближнем Востоке и в Африке, сеть дистрибуции всегда была проблемой для производителей сыра. Например, в Иране 97% сыра продается через маленькие бакалейные лавки”, – замечает Лианне ван ден Бос. В этом случае иностранным компаниям могут быть полезны совместные предприятия, позволяющие сохранить дистрибутивную сеть.
Также проблемой может стать конкуренция с местными производителями, особенно в Латинской Америке. Однако транснациональные компании справляются с этой проблемой. Например, Lactalis приобрела несколько местных производств и национальных брендов в Мексике, Nestle сохранила лицензионное соглашение с крупнейшим мексиканским производителем GrupoLaLa по дистрибуции своей продукции. “В Латинской Америке они (транснациональные компании) пытаются работать с местными игроками… В то время как на Ближнем Востоке и в Африке они просто поставляют свою продукцию на полки магазинов”, – подчеркивает Лианне ван ден Бос. (DairyNews/ Пищепром Украины и мира)