Регуляторы Европейского союза расследуют налоговую практику крупнейшей сети кофеен в мире Starbucks Corp.: изначально подозрения у них вызвал тот факт, что компания годами фиксирует убытки на основных европейских рынках, несмотря на сотни миллионов выручки.
Расследование было инициировано в 2014 г., и, стоило ему начаться, головной офис Starbucks в Европе, находившийся на тот момент в Амстердаме (а затем переехавший в Лондоне), зафиксировал прибыль в 407 млн. евро ($446,6 млн.) за 12 месяцев, завершившихся в сентябре. Основным источником доходов при этом были 502 млн. швейцарских франков ($527,8 млн.) дивидендов, переведенных базирующимся в Швейцарии подразделением компании по закупке кофе, которое насчитывает меньше 40 сотрудников. На этом фоне ЕС начал второе расследование. Еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер пообещала опубликовать результаты до конца июня 2015 г. Эксперты не исключают, что Брюссель потребует от Starbucks существенной доплаты налогов.
Starbucks утверждала, что сложная структура европейских “дочек”, центром которой до недавнего времени были Нидерланды, а не Великобритания – крупнейший рынок сбыта компании в регионе, направлена отнюдь не на уклонение от уплаты налогом. Группа объясняла такую структуру тем, что ее центр обжарки кофе базируется в Амстердаме, а также исторически тесными связями Амстердама с кофейным бизнесом. Однако налоговые преимущества такого решения очевидны: несмотря на полученную в прошлом фингоду прибыль в 407 млн. евро, Starbucks заплатил налог на прибыль в Нидерландах в 2,6 млн. евро, то есть по ставке меньше 1%. Власти ЕС видят в этом сделку с правительством Нидерландов.
Все кофейные зерна, которые Starbucks использует по всему миру, закупаются швейцарским подразделением компании, хотя сам кофе никогда не перевозится через Швейцарию. Затем зерна продаются дочерним компаниям Starbucks по всему миру с наценкой 20%. Такое разъяснение дал в 2012 г. финдиректор Starbucks Трой Олстед британскому парламенту, у которого также возникли вопросы о налогах Starbucks. Британские законодатели усомнились в том, что 20%-ная надбавка является оправданной.
В октябре 2014 г., после завершения предыдущего финансового года, швейцарское подразделение Starbucks перевело дивиденды в Амстердам. И в тот же день основной объем этой суммы был перечислен из Амстердама в Лондон – на новую холдинговую компанию, одну из трех созданных Starbucks в Великобритании с июня прошло года. После этого Starbucks ликвидировала рамочную структуру Aldi LP, зарегистрированную в Лондоне и являвшуюся предметом первого расследования ЕС. В настоящее время, помимо Starbucks, европейские регуляторы также расследуют практику налогообложения еще трех транснациональных компаний в Европе – Apple, Amazon и Fiat Chrysler Automobiles. (УНН/Пищепром Украины и мира)