Развязанный Россией конфликт с Украиной ударил по бизнесу российских экспортеров водки: в 2014 г. их продажи в денежном выражении сократились примерно втрое. Российские компании сократили экспорт алкогольных напитков в 2014 г. в сравнении с 2013-м на 7,5%, до $350,3 млн., только водки и ликеро-водочных изделий (ЛВИ) крепче 25 градусов – на 8,95%, до $187,1 млн, следует из статистики Федеральной таможенной службы (ФТС).
Как следует из данных ФТС, проанализированных c несколькими производителями и оптовиками, резко снизились поставки российской водки в Украину: если в 2013 г. в страну было отправлено 27,8 млн. л на $38,6 млн., то в 2014-м – всего 13,8 млн. л на $12,2 млн. До сих пор Украина была основным экспортным рынком для российских водочников но по итогам прошлого года опустилась на второе место по объему поставок в натуральном выражении и на пятое – в денежном. Из крупных поставщиков наиболее существенные потери понесла компания “Руст” Рустама Тарико, в которую входят “Русский стандарт” и заводы поглощенной им польской CEDC. По данным ФТС, импорт на внешние рынки водки “Зеленая марка”, одного из ключевых брендов “Руст”, снизились с $29,4 млн. до $19,3 млн. “Снижение произошло в силу ряда экономических и политических причин. Мы ожидаем стабилизации ситуации на этом важном для нас рынке в течение 2015 г.”, – сообщил менеджер компании. По его словам, продажи марок “Русский стандарт”, “Зеленая марка”, “Парламента” и Zubrowka на других международных рынках в 2014-м выросли на 15%, а странами – лидерами в закупках стали Великобритания (+30% и более 1 млн. проданных коробов по 9 л) и Германия (+40% и свыше 0,5 млн проданных коробов по 9 л), кроме того, “Зеленая марка” вышла на рынок США.
На долю “Руста” пришлось 59,4% всего экспорта крепкого алкоголя в натуральном выражении и 61,33% – в денежном. Совокупная задекларированная стоимость водки, поставленной компанией за рубеж, составила $114,7 млн. Объемы ближайших конкурентов значительно ниже: на долю “Синергии” (продвигает за рубежом бренд Beluga) пришлось 9,1% от общего объема поставок в деньгах, доля “Ладоги” (поставляет на внешние рынки водку “Царская”) – 4,5%, доля остальных игроков не превышает 3%.
“У нас объемы поставок водки в Украину были небольшими, поэтому на наш бизнес обстановка в стране никак не повлияла, – говорит представитель “Синергии”. – Но в падении экспортных поставок в соседнюю страну нет ничего удивительного: политические события, падение платежеспособности населения, конкуренция среди местных производителей – все это является негативными факторами для российских экспортеров”. Директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что частично “потерю” Украины компенсирует рост продаж в Крыму. “Конечно, лояльность к российским водочным брендам в Украине упала, трудно представить, что киевские магазины будут делать кассу, продавая “Путинку”, – отмечает Дробиз. – Но тот миллион декалитров, который экспортеры недополучили на Украине, вполне можно восполнить продажами в Крыму”. Главной зарубежной страной – потребителем водки из РФ стала Великобритания: туда в 2014-м ввезли 16,8 млн. л водки и ЛВИ на $34,97 млн. – это 16,8% всех экспортных поставок крепкого алкоголя из России в натуральном выражении и 18,7% – в денежном. Вместе с тем поставки крепкого алкоголя из Великобритании на Россию в 2014-м более чем вдвое превышали показатели российского водочного экспорта: британские экспортеры совокупно ввезли свыше 31 млн. л, из которых 28,9 млн. л пришлись на виски.
В отличие от водки экспортные поставки российского пива на Украину в 2014-м практически не уменьшились: в прошлом году российские компании отправили соседям 21,7 млн. л на $12,1 млн. Годом ранее экспорт составлял 22 млн. л и $13,9 млн. По словам бывшего президента пивоваренной компании “Балтика” Исаака Шепса, украинцы не воспринимают пивные бренды с российским бэкграундом как продукцию, сделанную в стране, с которой идет война. “Мы, конечно, видели такого рода ролики на YouTube, где украинцев призывают бойкотировать российские товары. Но мы не почувствовали какого-то спада продаж “Балтики”, – утверждает Шепс. – Возможно, потому, что “Балтика” – это уже международный бренд, который многие годы производится на заводах Carlsberg Group в Украине”.
Позиции “Балтики” как экспортера пива сопоставимы с положением “Руста” в водочной категории: на долю петербургской компании приходится 53,25% объема поставок пива за рубеж в денежном выражении и 50,9% – в натуральном. Всего из РФ в 2014-м было экспортировано 112,7 млн. л пива на $68,1 млн. Годом ранее пивовары задекларировали поставки на $75,4 млн. Основной причиной снижения пивного экспорта стали проблемы на нескольких крупных рынках, где российское пиво традиционно пользовалось спросом. Самые заметные потери экспортеры понесли в Киргизии (снижение поставок на $1,2 млн.) и Монголии, которая в 2013-м была крупнейшим зарубежным потребителем российского пива (на $3,6 млн.). (РБК/Пищепром Украины и мира)