Одной из неприметных для широкой общественности лакмусовых бумажек реформ является сфера обращения с отходами упаковки. Тут евроинтеграция – в ЕС этот вопрос давно урегулирован соответствующей директивой. И конкуренция – согласно правительственному постановлению, производители и импортеры товаров в упаковке имеют право заключать договоры на оказание услуг в этой сфере с государственным предприятием “Укрэкоресурсы”, непосредственно подчиненным Кабинету министров Украины, либо самостоятельно заниматься сбором, переработкой и утилизацией таких отходов. И борьба с коррупцией – ведь при ГП “Укрэкоресурсы” развелось огромное количество фирм и фирмочек, которые сделали плату за предоставление подобных услуг обязательной. И охрана окружающей среды – по данным Украинской упаковочно-экологической коалиции (УКРПЭК), в стране перерабатывается только 3,65% бытовых отходов (в ЕС – до 85%), а потому не только мусорные полигоны, но и придорожные канавы вкупе с пригородными лесами завалены отходами.

Схемы, связанные с утилизацией тары и упаковки, оказались в эпицентре большого политического скандала в сентябре 2014 г. Тогда руководитель Госслужбы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Михаил Бродский (позднее он будет уволен в рамках процедуры люстрации) успешно оспорил в Окружном административном суде Киева иск о роспуске этого органа власти. Более того, в ходе скандала всплыл текст протокола заседания правительства Украины, где министр Кабинета министров Остап Семерак прямо говорит: “Мы ликвидируем орган, где не можем заменить руководителя, и создаем другой орган, который будет выполнять те же функции”. Реакция премьер-министра Арсения Яценюка емкая: “Топорно работаете”.

Что собой представляет на сегодняшний день рынок обращения с отходами упаковки в Украине? Вся упаковка, производимая в стране или импортируемая, фактически облагается специальным налогом, который именуется “тарифами на услуги по сбору, заготовке и утилизации использованной тары и упаковочных материалов”. Согласно постановлению КМУ №915 от 26 июля 2001 г. и совместному приказу Минэкономики, Минэкологии и Гостаможслужбы №789/414/709 от 30 июля 2009 г., функции по созданию системы сбора и утилизации возложены на госпредприятие “Укрэкоресурсы”. То есть внутренние производители и импортеры (при производстве товаров в упаковке или в случае ввоза на таможенную территорию Украины) должны заранее заплатить “Укрэкоресурсам”.

Расценки такие: 350 грн. за 1 т бумажно-картонной упаковки, 150 грн. – стеклянной, 200 грн. – деревянной и текстильной, 400 грн. – жестяной, 850 грн. – пластмассовой, 1100 грн. – из алюминия или фольги, 1250 грн. – из комбинированного материала. Тарифы утверждены свыше десяти лет назад, однако до сих пор их экономического обоснования никто не видел. А они – мегазавышенные. С того времени гривня девальвировала по отношению к евро в три раза, однако украинские расценки и сегодня выше европейских аналогов. К примеру, на услуги по сбору и утилизации отходов из стекла – втрое выше, чем во Франции, и в пять раз – чем в Польше.

Это отнюдь не означает, что на практике “Укрэкоресурсы” обязуются вывезти, отсортировать и переработать/утилизировать 100% такой упаковки. Как свидетельствует отчет госпредприятия за 2011 г., из 302,2 тыс. т упаковки, полученной по импорту, заключены договора на утилизацию лишь 12% такой упаковки. О том, как выполняются такие договора, открытой информации вообще нет.

Контроль над уплатой “тарно-упаковочного сбора” осуществляет Государственная экологическая инспекция. Такой инспектор – не менее уважаемый человек, чем работник налоговой, ведь он может выдать предписание о нарушении экологических стандартов, что остановит работу любого предприятия.

Однако правительство в 2001 г. предусмотрело, что предприятия, организации и учреждения всех форм собственности могут также самостоятельно заниматься переработкой и утилизацией упаковки. В частности, крупные торговые предприятия и склады собирают такую упаковку, сортируют и поставляют ее на перерабатывающие предприятия, например, картонно-тарные или стеклодувные производства. Денежные средства, полученные от переработчиков, в значительной мере компенсируют себестоимость упаковки. Но вообще-то за ее переработку и утилизацию предприятия-производители изначально рассчитались с “Укрэкоресурсами”, которые в данной схеме переработки отходов могут даже не участвовать.

Аналогичная ситуация и на бытовом уровне. Будущая утилизация всей тары и прочих упаковочных материалов, которые покупаем в магазине, уже оплачена заранее – еще на уровне производителя или импортера и включена в отпускную цену такого товара. Тем не менее мы вынуждены оплачивать дополнительные услуги по месту жительства за вывоз и размещение этих отходов на свалках и полигонах. При такой системе нет смысла добиваться переработки, а потому зачастую ценные отходы упаковки попадают не на перерабатывающие предприятия, а на ставшие притчей во языцех свалки.

Иными словами, плата за сбор, заготовку и утилизацию тары и упаковочных материалов взимается в украинской экономике несколько раз. Причем система выстроена так, что ни на одну из структур нельзя возложить конечную ответственность за горы отходов, в том числе пригодных к вторичной переработке.

Еще более любопытная ситуация сложилась с ввозом упакованных товаров из-за рубежа. В годы правления Януковича закрепилась следующая схема. На каждой таможне работают несколько структур, которые уполномочены брать плату за будущую сортировку, переработку и утилизацию тары. Экологический инспектор, работающий на такой таможне, как правило, настоятельно рекомендует фирму, на счет которой импортер и должен заплатить по тарифам, установленным Кабмином.

Совсем необязательно, что это будут “Укрэкоресурсы”. Согласно информации Государственной экологической инспекции за 2013 г., это госпредприятие получило лишь 36,3% экологических платежей на границе на около 99 млн. грн.: оформлена будущая утилизация 210 тыс. т упаковки из общего объема ввоза 578 тыс. т. Остальные платежи получили десятки частных структур. Самые крупные среди них – ООО “Вип консалт Лтд”, ООО “Антос-петроль”, ООО “Орлан”, ООО “Эко-Энергопром”. Как рассказали ZN.UA таможенные брокеры, многие из таких структур утилизацией “не парятся”, однако любые проверки обходят их стороной, так как за ними стоят влиятельные депутаты и бизнесмены.

Майдан изменил ситуацию лишь в том плане, что на таможне стали вовсю использоваться электронные таможенные декларации. Сейчас таким образом оформляется около 93% ввозимых грузов. Именно на печатных бланках грузо-таможенных деклараций экологические инспекторы ранее и проставляли штамп об уплате сбора на утилизацию упаковки. Минприроды неоднократно просило таможенников продумать порядок электронной отметки экологическими инспекторами, но Государственная фискальная служба эти предложения проигнорировала.

В результате сегодня многие импортные товары впускаются на таможенную территорию Украины вообще без соответствующего разрешения экологических инспекторов. Уплата сбора на утилизацию стала добровольным явлением. Импортеры не видят смысла платить, так как в дальнейшем они все равно самостоятельно занимаются вопросами сбора, сортировки и утилизации тары и упаковки. Как это принято в тех странах, откуда поставляется товар.

Значительная доля импорта поставляется в Украину из стран Евросоюза, где действует система расширенной ответственности производителя, обеспечивающая переработку и утилизацию значительной части отходов упаковки. Согласно директиве 94/62/ЕС, этот показатель был установлен на уровне 50-65% (в зависимости от типа материала), а директивой 2004/12/ЕС нормы переработки еще больше ужесточены и колеблются от 55% до 80%. Такие требования действуют в Европейском Союзе уже десять лет.

Если мы идем в Европу, то рано или поздно эти требования Киеву придется выполнять. Однако в Украине этот показатель не превышает и 15%, так что систему однозначно придется менять.

Европейский подход к “мусорному вопросу” означает, что производитель или импортер упаковки совместно с местными органами власти организовывают сбор, переработку и утилизацию подобных отходов. При этой системе невозможна работа непрозрачного монополиста, а внутренние производители и импортеры продукции оказываются в равных условиях работы на рынке.

При этом в Евросоюзе также работают специально уполномоченные компании (Recovering Organizations), ответственные за выполнение установленных норм переработки и утилизации. Однако за их деятельностью, в отличие от ситуации с “Укрэкоресурсами”, ведется очень тщательный государственный и общественный контроль. Услуги оплачиваются лишь по факту утилизации упаковки, а не в виде 100%-ной предоплаты. В том числе за несуществующие услуги, как это сложилось в Украине. Куда строже на Западе обстоит дело и с учетом утилизируемой упаковки: двойной учет почти невозможен.

Казалось бы, чего проще – сделать практику работы с отходами такой же, как принято в странах – членах ЕС? С такой идеей в правительство обратились Совет предпринимателей при Кабмине, Американская торговая палата, а также руководители профильных промышленных ассоциаций. В своих обращениях предприниматели акцентируют внимание премьер-министра на коррупционной составляющей, сложившейся в экономике в связи с деятельностью госпредприятия “Укрэкоресурсы”. В качестве решения они предлагают поддержать от имени правительства законопроект “Об упаковке и отходах упаковки” (№4266а, подан в Верховной Раде VII созыва народными депутатами К. Ляпиной, Ю. Деревянко, А. Мирным, О. Продан и Ю. Шаповаловым). Этот проект разработан рабочей группой при Минприроды с привлечением общественных организаций и промышленников и призван как раз ввести систему обращения с отходами упаковки на основах рыночной экономики и европейского законодательства. Это лишает госпредприятие “Укрэкоресурсы” его привилегированного положения на рынке.

Премьер-министр Яценюк 16 июня с. г. накладывает визу: “Прошу принять меры по демонополизации. Сделайте модель, как в ЕС” и поручает ряду подчиненных (включая тогдашних министров Шеремету, Мохника, Шлапака, Гройсмана и Петренко) проработать эти обращения и проинформировать Кабмин.

Однако через полтора месяца, 29 июля, появляется поручение вице-премьера Гройсмана, в котором он “обращает внимание на формальный подход к исполнению поручения премьер-министра”.

Аудиторы Счетной палаты еще в 2011 г. пришли к выводу, что госкомпания “Укрэкоресурсы” не обеспечивает выполнение функций по разработке и организации внедрения системы сбора, заготовки и утилизации отходов. “Полный сбор, перевозка, утилизация, уничтожение и захоронение бытовых отходов и ограничение их вредного воздействия на окружающую природную среду не обеспечиваются, что приводит в конечном счете к дополнительной нагрузке на Государственный бюджет Украины”, – значится в решении коллегии Счетной палаты.

Руководитель ГП “Укрэкоресурсы” Сафарян признал, что целевые средства, получаемые этим предприятием в последние годы, использовались крайне неэффективно. 27 единиц взятой в лизинг спецтехники на 40,3 млн. грн. простаивают. Ара Сафарян согласен с тем, что его предшественники не предпринимали эффективных шагов для решения проблемы обращения с использованной упаковкой ни в одном населенном пункте, а практически вся работа предприятия была направлена на “отмывание” средств. По данным бухучета, общая стоимость приобретенного, но не введенного в эксплуатацию имущества и оборудования по состоянию на 1 июля 2014 г. составляет 136,2 млн. грн. (без НДС).

В развитых странах перерабатывается львиная доля твердых бытовых отходов. Эта сфера служит бесперебойным поставщиком дешевого вторсырья и призвана приносить дополнительные доходы в госбюджет, а не быть коррупционной кормушкой для чиновников Минприроды и прочих служб. И дело здесь не в именах конкретных чиновников, а в механизме работы системы утилизации отходов упаковки – она должна быть европейской, то есть прозрачной и высококонкурентной. Иначе не стоит удивляться дорогой упаковке и огромным залежам мусора на уникальных украинских черноземах. (Зеркало недели/Пищепром Украины и мира)

 

Добавить комментарий