Торговые войны с Россией достаточно негативно влияют на наш торговый баланс. – За 5 месяцев 2014 г. мы экспортировали 13,6 тыс. т сыра, тогда как за тот же период 2013-го – 23 тыс. т. Экспорт сыра снизился на 41%, позитивное сальдо внешней торговли молочной продукции – на 31%, – отмечает эксперт аграрных рынков ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” (УКАБ) Алина Жарко.

Если падение экспорта молочки будет продолжаться такими же ускоренными темпами, то, по ее мнению, Украина может потерять статус нетто-экспортера молочной продукции. Чтобы этого не случилось, нашей стране необходимо в усиленном режиме искать выходы на новые рынки сбыта, в том числе на рынок ЕС. И сейчас для этого самое подходящее время, – передает ukurier.gov.ua. – Сегодня закупочная цена молока в Украине значительно упала и составляет 3,80 грн./кг, а не условные 4,65 грн., как в Европе. В прошлом году отмечалась абсолютно иная ситуация. Украинское молоко было дороже европейского, и выходить на рынок ЕС не было смысла, оно не было бы конкурентным, – напомнила Алина Жарко. – Сейчас ситуация кардинально поменялась и ее нужно правильно использовать.

– Ведь рынок ЕС – это один из самых больших рынков, где 510 млн. человек с высокой закупочной способностью и высокими средними показателями потребления молока и молочных продуктов на душу населения (европеец за год в среднем потребляет 16,6 кг сыра, тогда как украинец – 3, русский – 6). К тому же рынок ЕС – это своего рода входной билет на другие международные рынки для украинской молочки.

– Европейское качество признают во всем мире, поэтому продукцию, признанную в ЕС, воспринимают в мире совсем по-другому, – отметила эксперт, наведя пример об отечественной курятине, экспорт которой значительно расширился после выхода на рынок ЕС в прошлом году. – В 2013 г. мы экспортировали в ЕС всего 480 т мяса птицы, но при этом расширили географию экспорта до 80 стран.

Конечно же, сделать это будет неимоверно сложно, так как украинским предприятиям нужно будет не просто пройти сквозь европейский аудит DG SANCO (Генеральный директорат Европейской комиссии по вопросам охраны здоровья и защиты прав потребителей) всей производственной цепочки, реформировать систему контроля качества и безопасности продукции, но и сделать так, чтобы продукция понравилась европейцам. Эксперт уверена, что последнее осуществить будет даже сложнее, чем пройти инспектирование. Европейские потребители достаточно требовательны и давно сориентированы на популярные марки. И даже если наша продукция будет дешевле – это не значит, что ее будут покупать. Именно по этому, по мнению первого заместителя министра аграрной политики и продовольствия Ивана Бисюка, наши производители и переработчики будут выходить на рынок не через супермаркеты, а через оптовую торговлю и дистрибьюторов.

Сейчас украинские производители могут поставлять в Европу согласно лимитам 8 тыс. т молока и сливок и 1,5 тыс. т сухого молока. Относительно сыра лимитов нет – и поэтому мы можем экспортировать его в неограниченном количестве и без пошлин, напомнила г-жа Жарко, отметив, что сегодня страны Европы импортируют 41 тыс. т масла, 75 тыс. т сыра и 5 тыс. т обезжиренного сухого молока.

При этом лидерами прошлого года среди поставщиков масла в ЕС стали Новая Зеландия (88% импорта), США и Швейцария. Основные импортеры сыра в страны ЕС: Швейцария – 68%, Голландия – 16%, Австралия – 7%, США, Канада, Исландия. Сухое молоко поставляют в основном Норвегия (3 тыс. т), США (1 тыс. т), Алжир (0,5 тыс. т). Это наши конкуренты по экспорту, акцентировала Алина Жарко, добавив, что ЕС и сам является достаточно крупным производителем молока. Согласно данным эксперта, в прошлом году в ЕС произведено 152 млн. т молока, среди которых 142 млн. т ушло на переработку. В результате было получено 32 млн. т обработанного питьевого молока, 8 млн. т йогуртов, 8,6 млн. т сыра и т. д. При этом экспорт из ЕС составил 11,2 % от производства, значительная часть которого поступила в Россию и Китай. (AllRetail/Пищепром Украины и мира)

Добавить комментарий