Совладельцы холдинга Nemiroff (контролируют 74,96% головной компании – Nemiroff Vodka Ltd на Британских Виргинских островах) Яков Грибов и Анатолий Кипиш подали заявление о признании банкротом дочерней компании – ДП “УВК “Немирофф”, занимавшейся оперативным управлением заводом в Винницкой области, единственной собственной площадки холдинга. Представители семьи Глусь (контролируют еще 25,04% Nemiroff Vodka) называют банкротство фиктивным и считают, что таким образом партнеры хотят лишить их возможности вернуть контроль над бизнесом в Украине.
ДП “УВК “Немирофф” до марта 2014 г. фактически контролировалась семьей Глусь. Ее гендиректором являлась Алла Глусь – супруга основателя Nemiroff Степана Глуся и мать Александра Глуся, который называет себя председателем совета директоров холдинга, в то время как Грибов и Кипиш именуют его экс-менеджером. В марте Грибов и Кипиш штурмом взяли завод в Винницкой области, поставив во главе ДП “УВК “Немирофф” своего гендиректора – Юрия Сорочинского. В апреле производство на украинском заводе было возобновлено после примерно четырехмесячного простоя.
Грибов утверждает, что менеджеры семьи Глусь “повесили” на компанию крупные долги и вывели средства со счетов, при этом они действовали “совместно с кураторами от семьи Януковича”. Замминистра доходов и сборов Украины Владимир Хоменко в интервью украинскому изданию “Экономическая правда” 14 мая заявил, что теневой рынок алкоголя в Украине контролировался людьми, которые работали на “семью” бывшего президента Украины Виктора Януковича. “Семьей” в Украине называют молодых чиновников, которых продвигал Янукович перед своим отстранением от власти зимой 2014 г.: в их список обычно включали бывшего первого вице-премьера Сергея Арбузова, министра доходов и сборов Александра Клименко, главу МВД Виталия Захарченко, а также сына Виктора Януковича Александра. Александр Глусь назвал утверждения Грибова “бредом”: “Это спекуляция на нынешней политической ситуации и попытка показать лояльность новым украинским властям. Те же люди в 2011 г., когда у власти находился Янукович, при первой попытке захвата завода, говорили о том, что мы сотрудничали с прежним руководством страны”.
Основатель компании Nemiroff Степан Глусь с 2006 г. является депутатом Верховной рады Украины. Он дважды избирался в украинский парламент по спискам Блока Юлии Тимошенко, являлся членом партии “Батькивщина”. Однако в 2010 г. после прихода к власти Виктора Януковича Глусь перешел во фракцию Партии Регионов. По словам Грибова, общий долг ДП “УВК “Немирофф” составляет около $45 млн. – это задолженность перед бюджетом, поставщиками, сотрудниками, а также компанией NIPE – “дочкой” головной Nemiroff Vodka, владеющей в холдинге товарными знаками (речь идет о роялти за использование торговых марок). Также, настаивает он, более 250 млн. грн. (около $21 млн. по курсу на 19 июня) было выведено на подставные фирмы.
В беседе с РБК Александр Глусь назвал инициированное партнерами банкротство фиктивным. По его словам, целью Грибова является ликвидация ключевой компании холдинга, которую семья Глусь планирует вернуть под свой контроль. “Их цель – обанкротить и ликвидировать юрлицо, на котором мы планируем вернуть легитимное руководство и возобновить производство, используя законные юридические методы”, – рассказал Глусь. По его словам, за три месяца после захвата предприятия нелегитимный гендиректор ДП “УВК “Немирофф” искусственно сфабриковал долг: например, путем продажи украинской продукции российскому импортеру по заниженной цене. Яков Грибов в свою очередь говорит, что банкротство ДП “УВК “Немирофф” является “техническим моментом”: компания не владеет производственными мощностями холдинга или другими важными активами. Создана новая операционная компания LVN Ltd, именно эта структура теперь управляет заводом, добавил он. Грибов и Кипиш сумели оттеснить Глуся от бизнеса в России: акционеры в судах различных инстанций боролись за контроль над российским ТД “Немирофф”, а летом 2012 г. Яков Грибов учредил новую компанию – “Немиров Водка Рус” – и перевел на нее все активы: лицензии, права на использование товарных знаков и т.д. Попытки Глуся оспорить это пока не привели к успеху. (Ритейлер/Пищепром Украины и мира)