Как рассказал глава отраслевой ассоциации “Торговля Крыма”, объединяющей местные сети магазинов, Сергей Макеев украинские сети, напротив, расширяют свою деятельность на полуострове: они намерены совместить на полках своих магазинов продукцию, как от российских, так и от украинских дистрибуторов. Переговоры с крупными российскими ритейлерами о выходе на рынок Крыма пока носят предварительный характер. Этой весной прошли встречи ассоциации с X5 Retail Group и “Магнитом”. В ближайшие дни, по его словам, планируется визит представителей компании “Утконос”.
– Пока все на уровне декларации намерений. На этой неделе должен “Утконос” приехать, они хотят сеть создавать, X5 Retail и “Магнит” тоже приезжали. Никто из украинского ритейла, даже если раньше хотел, то теперь не планирует продаваться, – говорит Макеев. Что же касается строительства собственных магазинов, то пока это невозможно, так как в Крыму действует мораторий на покупку и оформление в собственность земли, начнут оформлять землю только в июле. По его мнению главы ассоциации, первые сети из России смогут с соблюдением всех формальностей появиться в Крыму не раньше 2015 г. В пресс-службе российского интернет-гипермаркет “Утконос” сообщили, что в ближайшее время открываться в Крыму не планируют. Также Макеев отмечает, что огромным минусом для российского ритейла являются пока неотлаженные поставки продукции из России.
– Керченская переправа вся работает пока только на туристов, грузовые поставки пустили из Новороссийска в Феодосию, одна платформа вмещает 120 машин, что достаточно много. Но это 8 часов пути. Для скоропортящихся продуктов такая доставка не годится. Поставки из Украины продолжаются без перебоев, крымское правительство идет на компромиссы и позволяет работать с украинскими поставщиками, – говорит он.
По словам эксперта, украинские сети удерживает от ухода перспектива введения особой экономической зоны в Крыму и налоговых льгот для предприятий торговли, к тому же, сотрудничая с поставщиками из Украины, они сегодня предлагают товары по более низким ценам, чем сотрудничающие с российскими поставщиками гипермаркеты Крыма.
– Metro Cash & Carry и Auchan стали работать только с российскими поставщиками и цены на ряд товаров поднялись. Так мясо-молочная группа подорожала на 50%, – говорит Макеев. Глава ассоциации также сообщил, что украинские сети “Сiльпо” (Fozzy Group) и “Фуршет” (входит в одноименную компанию) в ближайшее время планируют налаживать контакты с российскими дистрибуторами, но сохранить и украинские товара на полках своих магазинов. Также поступят и остальные украинские сети работающие в Крыму. В Министерстве экономического развития республики Крым “Известиям” подтвердили, что пока пропускная способность паромной переправы довольно низкая, что увеличивает время доставки и приводит к удорожанию продуктов.
– Связано это с началом курортного сезона и приоритетностью проезда туристов, – отметили в пресс-службе министерства. Сейчас, как отмечают в ведомстве, идет процесс установления деловых контактов предприятий торговли Крыма с поставщиками из других регионов Российской Федерации.
– Министерство на своем сайте представляет информацию о поставщиках продуктовой группы товаров Российской Федерации готовых к сотрудничеству. Более двухсот предприятий готовы поставлять продовольственные товары, в т.ч. зерновые, овощи и бахчевые, мясо и мясопродукты, яйца, хлеб и хлебопродукты, муку пшеничную, сахар, масло растительное, специи, консервы мясные и рыбные, чай.
По данным Минэкономразвития Крыма, в настоящее время на территории полуострова функционирует 15 тыс. стационарных объекта торговли, из них: 5, 1 объекта по реализации продовольственных товаров; 2, 5 тыс. объектов по реализации смешанной группы товаров. В регионах республики функционирует 820 фирменных объектов торговли по реализации продукции крымских товаропроизводителей. Оборот розничной торговли в Крыму в 2013 г. составил 40,8 млрд. грн.
Крупнейшими украинскими игроками на рынке продуктового ритейла в Крыму является компании “Фуршет” (100% доля, согласно базе СПАРК, принадлежит британской компании “Anthousa Limited”. В 2007 г. СМИ сообщали о том, что 20% компании выкуплено Auchan), Fozzy Group (основным бенефициаром СМИ называют генерального директора компании Владимира Костельмана, крупного бизнесмена Украины, чье состояние журнал Forbes оценивает в $385 млн.) и АТБ-маркет (согласно СПАРК, принадлежит в равных долях предпринимателям Виктору Карачуну, Геннадию Буткевичу и Евгению Ермолову, состояние каждого из партнеров оценивается журналом Forbes в $293 млн.). (Известия/Пищепром Украины и мира)