В данный момент в нескольких европейских государствах существуют определенные ограничения на покупку сельскохозяйственной земли. Латвийские фермеры также призывают ввести лимит, хотя он и противоречит принципам свободного рынка. Исследование Министерства земледелия об иностранном опыте регулирования земельного рынка позволяет сделать вывод, что различного рода ограничения существуют не только в недавно присоединившихся к ЕС Венгрии, Литве и Эстонии, но также во Франции, Австрии и Германии. В данный момент Сейм разработал нормы, которые ограничивают торговлю сельхозугодиями, а также площадь земли, которая может перейти в руки одного собственника.
До 1 мая (10 лет) в Латвии действовал запрет на покупку сельскохозяйственной земли и лесов гражданами ЕС, однако на практике эти ограничения были декоративными, поскольку иностранец мог зарегистрировать в Латвии свою фирму, на которую никакие ограничения не распространялись. Среди фермеров единой точки зрения на регулирование рынка сельхозугодий нет. Одни считают, что дальнейшая концентрация земельных ресурсов в Латвии нежелательна, поскольку в конце концов “заказывать музыку” будут совсем другие люди, другие же уверены, что ограничения противоречат принципам свободного рынка и эффективной работы.
Эдвард Смилтенс, депутат Сейма и бывший парламентский секретарь Министрства сельского хозяйства, отметил: согласно данным Госагентства земли, около 15% латвийских сельхозугодий принадлежит иностранцам (в основном это датский, шведский, немецкий, эстонский капитал). Если парламент ничего не предпримет, они превратятся в 30% или 50%. Если наблюдаемая консолидация сельхозугодий продолжится, через несколько лет фермерам придется арендовать землю, а арендатор сможет потребовать любую цену и даже не обрабатывать землю, добавил он. По словам Смилтенса, именно поэтому существует инициатива ограничить принадлежащую одному собственнику площадь до 2 тысяч Га, а также лимитировать передачу угодий в руки перекупщиков. Кроме того, консолидация земли может помешать реализации плана национального развития, который предполагает, что обжиты будут 30% полей – без введения ограничений этот процент может существенно сократиться. Почти все опрошенные Dienas Bizness производители и отраслевые эксперты поддерживают введение ограничений.
Другие страны ЕС также стараются решить эту проблему. Самые жесткие требования в Венгрии – там сельхозугодия может купить только человек с соответствующим образованием – и только для нужд агробизнеса. В Эстонии юридическому лицу разрешено без выполнения каких-либо условий купить только 10 Га, для приобретения больших площадей требуется заниматься сельским хозяйством минимум три года. В Литве землю могут покупать только иностранцы, которые постоянно живут в стране и зарабатывают себе на хлеб сельским хозяйством по меньшей мере три года. За раз нельзя купить более 300 Га земли, а иметь в собственности – в общей сложности не более 500 Га. Кроме того, площади, которыми владеют супруги, родители, дети и владельцы долей капитала, суммируются. Франция также защищает своих семейных фермеров, которые не занимают огромные земли, но производят дорогой продукт. Юридически землю можно купить также в Германии и Австрии, однако на практике в сделке откажут. В ФРГ, например, договор не одобрят, если покупатель угодий не фермер, если цена слишком низкая или если в покупке земли заинтересован кто-то, занимающийся сельским хозяйством. Предполагается, что в Латвии требование иметь сельхозобразование, выдвигаемое к покупателям, не будет иметь отношения к приобретению земли площадью меньше 10 Га. Не требуется его выполнять также наследникам, нынешним владельцам, но право преимущественной покупки будет у Земельного фонда. (db.lv/Пищепром Украины и мира)