Министерство потребительского рынка и услуг Московской области пытается добиться увеличения доли фермерской продукции в местной рознице, не дожидаясь вердикта Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) по предыдущей инициативе ведомства о квотировании фермерской продукции в подмосковных торговых сетях.
Как сообщил глава подмосковного министерства Владимир Посаженников, в июне должны вступить в силу рекомендации муниципалитетам предоставить до 70% объектов нестационарной торговли – киосков, ларьков и палаток – под продукцию небольших местных производителей, включая фермеров. 10-15% ларьков и палаток рекомендуется отдать под торговлю хлебом и хлебобулочными изделиями, еще столько же – под молоко и молочные продукты, 15-20% – для торговли овощами и фруктами и еще 15-20% – для мясной продукции. В ведомстве рассчитывают, что такая схема позволит сотням местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, не обладающих возможностью регулярно и в больших объемах поставлять свою продукцию торговым сетям, наладить каналы сбыта в Московской области. “Маржинальный доход таких производителей совсем небольшой, и они не хотят, чтобы львиную долю их прибыли забирали себе перекупщики”, – сказал В. Посаженников. Кроме того, выход фермеров и малых производителей в нестационарную розницу позволит обеспечить жителей Подмосковья качественными и свежими продуктами местного производства, добавил министр.
Ранее подмосковное министерство потребительского рынка и услуг вышло с предложением о введении квотирования фермерской продукции в местных торговых сетях для расширения ее присутствия в ритейле. В этих целях на базе министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области была создана рабочая группа, в которую помимо чиновников вошли эксперты и игроки рынка. В настоящее время власти Московской области согласуют свою позицию с ФАС, которая 28 мая должна озвучить свою точку зрению по этому вопросу. Так, по словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, в настоящее время субъекты РФ не могут вводить какие-либо квоты на продукцию в торговых сетях. Он отметил, что квотирование невыгодно для крупных сетевых ритейлеров, поскольку они заинтересованы в снижении административных издержек и заключении договоров с ограниченным количеством поставщиков.
Представители крупнейших российских ритейлеров ранее заявляли, что готовы сотрудничать с фермерами при условии, что они будут соблюдать требования к качеству товара, а также объемам и срокам поставок продукции. Однако они выступают против “насильственного” регулирования продаж фермерской продукции. В настоящее время фермерские товары можно найти на полках супермаркетов “Виктория”, а также гипермаркетов “Лента” и “О’Кей”, заверили представители сетей. Их доля в ассортименте в среднем по России варьируется от 1% (в ряде магазинов “О’Кей”) до 25 – 30% (с учетом всей продукции локальных производителей в сети “Лента”). (Крестьянские ведомости/Пищепром Украины и мира)