В Национальной стратегии устойчивого развития Киргизской Республики на 2013-2017 гг. сказано, что одним из приоритетных направлений экономики является агропромышленный сектор. Для развития сельского хозяйства страны поставлены четыре основных цели, в том числе увеличение объемов производства, наращивание потенциала перерабатывающей промышленности, повышение бюджетной отдачи аграрной сферы и решение социальных вопросов крестьян.

В документе указано, что в течение пятилетки будет реализован ряд инвестиционных проектов в стратегических отраслях экономики, в том числе в энергетике, в горнодобывающей отрасли и сельском хозяйстве. Для развития аграрного сектора разработано более двадцати проектов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, повышение конкурентоспособности сельхозпродукции, развитие кооперации и создание кластеров в агропромышленном комплексе, а также обеспечение аграриев на юге страны и в других регионах поливной водой.

Развитие отрасли предусматривает реализацию в течение пяти лет 24 проектов, в основном направленных на улучшение оросительной системы на $141,3 млн.

Надо отдать должное правительству, кое-что из намеченного уже сделано. В указанные в стратегии сроки исполнительная власть создала 14 семеноводческих хозяйств, как и планировалось, республиканскую племенную станцию, в каждой области открыто по одному племенному хозяйству. В этих целях закуплено более 390 голов породистого крупного рогатого скота, из которых 235 привезено из США. В рамках проекта “открытие 300 пунктов искусственного осеменения крупного рогатого скота” за счет турецкого кредита закуплено 300 комплектов оборудования, из них 195 передано в кредит. По программе лизинга сельскохозяйственной техники приобретено 356 единиц тракторов различных марок. Для департамента водного хозяйства и мелиорации Минсельхоза закуплено 228 единиц строительной техники, которая уже задействована в ремонте и подготовке водохозяйственных объектов к вегетационному периоду. Но столь идиллическую картину портит плачевное состояние оросительной системы и отсутствие производства минеральных удобрений.

Например, чтобы в дальнейшем не зависеть от соседних стран в поставках минеральных удобрений, правительством принято решение построить завод по производству азотных минеральных удобрений в Таш-Кумыре Джалал-Абадской области проектной мощностью 310 тыс. т в год, что вполне покрывает потребности внутреннего рынка. По данным Министерства сельского хозяйства и мелиорации, заинтересованность в проекте высказали китайские строительные компании, которые готовы выступить инвесторами строительства завода, что называется, “под ключ”. Однако из-за отсутствия залогового обеспечения и гарантий со стороны киргизского правительства вопрос до сих пор не решен. Кыргызстан продолжает каждый год закупать удобрения у соседей, так как, по информации Национального статистического комитета, местное производство практически отсутствует.

Также не решен вопрос финансирования проекта строительства дюкера в поселке Максат Ляйлякского района. Это один из крупных проектов в Баткенской области, предусматривающий освоение 1,8 тыс. га новых орошаемых земель, а также повышение обеспеченности водой на площади 4,440 тыс. га староорошаемых земель и перевод на самотечное орошение 3,111 тыс. га. Стоимость проекта – 1,6 млрд. сомов. Из-за недостаточного выделения средств из республиканского бюджета приостановлены работы по комплексной реконструкции орошаемых земель в Баткенском районе, так как удельная стоимость объекта значительно превышает нормативные затраты. Законсервирован еще один крупный проект развития орошения из реки Кугарт двух сельских управ Сузакского района Джалал-Абадской области. В проекте предусматривалось строительство водохранилища, магистрального канала и оросительной сети. На сегодня выполнены работы всего на 59 млн. сомов при общей стоимости строительства объектов 7,1 млрд. сомов. По четырем проектам, касающимся строительства каналов, за год и четыре месяца завершены только проектно-изыскательские работы. А по строительству канала Каримберди в Ноокатском районе Ошской области даже не завершены и они.

Провалено и строительство бассейна декадного регулирования на реке Шамши Чуйской области. Объект с оценочной стоимостью проекта $4,2 млн. намечали завершить в конце 2014 г. Однако в мае этого года даже не завершены проектные работы, не говоря уже о вопросах финансирования и начале строительства. А ведь предполагается, что этот водоем повысит обеспеченность водой 1,025 тыс. га в Чуйской области.

Едва движется и крупный проект развития орошения в Таласской области – реконструкция канала Сарымсак. Ввод канала в эксплуатацию позволит орошать 2 тыс. га новых земель и на 1,6 тыс. га повысит обеспеченность водой. Сметная стоимость объекта составляет около 500 млн. сомов со сроком реализации в три года – с 2013 г. по 2015 г. Однако почти за полтора года профинансировано только 62 млн. сомов. Получается, что за оставшиеся полтора года правительству необходимо изыскать 438 млн. сомов. Или реконструкция превратится в долгострой.

Один из широко освещаемых проектов аграрного сектора – ирригационное сооружение в Бургандинском массиве Баткенской области. После завершения объекта в 2015 г. объект позволит орошать 3,5 тыс. га ранее не освоенных земель. Но и здесь есть большие сомнения по поводу своевременности завершения строительства: в 2013 г. из запланированных 108 млн. сомов выделили только 76,8 млн. Следовательно, работы на 31,2 млн. сомов, которые должны были быть выполнены в прошлом году, перенесены на 2014 г., что продлевает срок реализации проекта.

В целом оценивать реализацию намеченного в Национальной стратегии устойчивого развития республики еще рано. Но самое время сделать это по разделам, секторам и пунктам, чтобы посмотреть, где отставание, на чем спотыкаются, где стоит поднажать, а где и увидеть преступную халатность, попустительство и привычное разгильдяйство. Увы, на сегодня, как свидетельствуют данные Минсельхоза, выполнено гораздо меньше, чем намечено.

Учитывая бедственное положение с пахотными землями на юге, их острый дефицит, что является одним из главных факторов большого потока миграции жителей трех южных областей страны, правительством было принято решение, отвечающее реальным нуждам крестьян, то есть освоение новых земель. Решение правильное, и программа правильная. Так и хочется всех похвалить. Только вот беда: почему не выполняется намеченное? Нерешенность вопроса финансирования многих крупных оросительных проектов рождает подозрение, что они один за другим могут превратиться в очередной долгострой. (24kg.org/Пищепром Украины и мира)

 

Добавить комментарий