По данным последнего отчета Минсельхоза США, доля 5 традиционных поставщиков пшеницы на внешний рынок (США, Австралия, ЕС, Аргентина и Канада) планомерно сокращается. Эти страны переориентируются на более выгодную и высокомаржинальную продукцию животноводства. Вместо них за “лишние” 10% мирового экспорта зерна сейчас сражаются Украина, Казахстан и Россия.

В то время как часть украинских потребителей старательно пытается игнорировать российские продукты на полках отечественных магазинов, россияне решили не мелочиться. Помимо запрета ввоза на свою территорию практически всех продуктов из Украины с середины марта Россия полностью отказалась от импорта свинины из США. Де-юре причина кроется в наличии в американском мясе гормона роста рактопамина, де-факто – это одно из звеньев реакции на санкции Обамы. Учитывая, что доля импорта свинины в структуре российского потребления колеблется на уровне 30%, в выигрыше, вероятнее всего, окажутся два других серьезных поставщика – Канада и Беларусь. Интересно, что “желтую карточку” на свой товар от Россельхознадзора в апреле получила и Австралия, по праву считающаяся одним из крупнейших импортеров говяжьих стейков на российский рынок. Из-за поддержки позиции США формальные претензии к этому мясу оказались такими же, как к американскому (присутствие в нем стероидных стимуляторов). Его предлагается заменить говядиной из Аргентины. Политическая подоплека мясных поставок в принципе не скрывается. РФ сейчас обсуждает возможность возобновления импорта свинины из Китая (который, к слову, сам импортирует значительную часть этого мяса из ЕС и США). Вообще, Москва, которая закупает за рубежом 67% всего мяса, теперь усиленно ищет, кто может восполнить поставки этой продукции из Европы, перекрытые ею самой после вспышки африканской чумы и нежелания Брюсселя играть по “российским правилам”.

Между тем европейцы, активно муссирующие тему торгового эмбарго для РФ, при реализации данных действий на практике способны существенно ограничить доступ российских потребителей к целому ряду зарубежных продтоваров. По информации FAO, на сегодняшний день Россия полностью покрывает потребности только в пшенице, сахаре, растительном масле, куриных яйцах и свекле. Так что уже в ближайшее время в РФ как минимум могут заметно поредеть фруктово-овощные полки, поскольку две трети местного рынка – это привозная продукция. К примеру, доля импортных фруктов приближается к 85%, овощей из европейских стран завозится 30-40% от общероссийского потребления. Совсем не радужно там обстоят дела с молоком и молокопродуктами, доля импорта которых из Финляндии, Германии, Польши, Литвы, Новой Зеландии и Беларуси доходит до 60%.

При этом в случае получения “эксклюзива на импорт” последняя физически просто будет не в состоянии обеспечивать молочные аппетиты россиян. В то же время благодаря квотам со стороны ЕС украинские сельхозпроизводители могут сэкономить 400 млн. евро. Европа по собственной инициативе в одностороннем порядке решила ввести либерализацию доступа украинских продтоваров на собственный рынок, снизив тарифные барьеры и пошлины на 21 позицию продукции. В аналитическом департаменте Украинской аграрной конфедерации подсчитали, что наибольший экономический эффект от данных нововведений в текущем году почувствуют экспортеры пшеницы (+140 млн. евро), кукурузы (+87 млн. евро), ячменя (+46 млн. евро), мяса птицы (+30 млн. евро), говядины и свинины (по 27 млн. евро). Правда, насколько продолжительной во времени окажется эта выгода, эксперты не говорят. Одна из причин – очередное изменение правил маркировки продукции животноводства. Европейский парламент принял резолюцию, которая с 2015 г. обязывает производителей мяса, распространяющегося на территории ЕС, указывать на этикетках точное происхождение продукта (место его выработки). Спрогнозировать, как данный нюанс отразится на количестве европейцев, желающих перейти на потребление украинской свинины или курятины, предугадать сейчас довольно сложно.

Расширяя границы и перечень товарной номенклатуры продовольствия на Запад, украинские экспортеры одновременно рискуют потерять подтвержденные договоры с Поднебесной. Еще недавно открытие для украинского зерна китайского рынка считалось одним из самых больших достижений Минагропрода – два года назад Экспортно-импортный банк Китая подписал соглашение с правительством Украины о предоставлении стране кредита в $3 млрд. под государственные гарантии на реализацию проектов в агропромышленном комплексе. Подрядчиком с украинской стороны была определена Государственная продовольственно-зерновая корпорация (ГПЗКУ), со стороны кредитора – Китайская корпорация машинной промышленности и генеральных подрядов (ССЕС). Первый транш в $1,5 млрд., полученный ГПЗКУ в начале 2013 г., был направлен на форвардные и спотовые закупки продукции растениеводства и ее дальнейшей поставки в Поднебесную. Вторую половину займа украинская корпорация должна была в течение 5 лет потратить на импорт из КНР сельхозтехники, оборудования, средств защиты растений, удобрений, семян, а также строительство объектов сельхозинфраструктуры с использованием китайских комплектующих. Но сегодня китайская сторона решила судиться с Украиной из-за невыполнения аграрного контракта.

Как уточнили в Минагропроде, претензии Китая к Украине оформлены в виде иска в арбитраж Международной ассоциации торговли зерном и кормами (GAFTA) в Лондоне. Отраслевые эксперты опасаются, что если разгорающийся скандал не удастся разрешить при помощи мирных переговоров, в бюджете Украины экстренно придется изыскивать средства для выплаты огромной неустойки. А в перспективе это чревато потерей свободного доступа к мощному рынку сбыта.

По словам руководителя аналитического департамента “Консалтинговой компании “ААА” Марии Колесник, в сложившихся условиях Украине важно не только минимизировать возможные потери от торговых ограничений, но и активно заняться диверсификацией продуктового экспорта. “В мировом масштабе Индия, Япония, Южная Корея и Вьетнам – крупные импортеры сельхозпродукции. Однако отечественные товары на этих рынках практически не представлены (за исключением только подсолнечного масла и зерновых)”, – отмечает она. Руководитель службы бизнеспроектов ИА “АПКИнформ” Родион Рыбчинский считает, что кроме Юго-Восточной Азии следует обратить внимание и на Африку. “Эти страны готовы принимать украинское зерно и подсолнечное масло в любых объемах. Вопрос там не в цене, а в качестве”, – поясняет он. Чтобы отечественное зерно не торговалось с дисконтом, необходимо заверить импортеров из Азии и Северной Африки в том, что наши компании в состоянии выполнить экспортные обязательства. В частности, на протяжении последних лет николаевский “Нибулон” успешно поставляет зерно почти в половину африканских стран. Его пример наглядно показывает, как географическая диверсификация экспорта уменьшает зависимость от отдельных рынков сбыта и минимизирует торговые ограничения. Правда, надо помнить, что мировые лидеры – США, ЕС и КНР – сегодня соревнуются за доминирование на африканском континенте. “Но, несмотря на таких серьезных соперников, Украина имеет все шансы укрепить свое присутствие в этом регионе”, – убежден Родион Рыбчинский. (Comments.UA/Пищепром и продукты питания Украины и мира)

 

Добавить комментарий