Возможно, новый закон о сельских кооперативах позволит, наконец, кахастанскому сельскому хозяйству избавиться от его родовой травмы – мелкотоварности производства.
Знаете ли вы, что возможно не просто аренда авто, но и дополнительные услуги – аренда авто с водителем, охрана со специальными автомобилями сопровождения, детское комфортабельное кресло в салоне, опытный экскурсовод, профессиональные фото- и видеосъемка, свадебные украшения на автомобиль, элитный алкоголь, пресса, мультимедийна система, TV и т.д.?
Для средних и мелких сельхозтоваропроизводителей после вступления Казахстана в Таможенный союз конкуренция усилилась. В недалеком будущем, когда республика войдет в ВТО, она еще больше ужесточится. В таких условиях крестьянам просто жизненно необходимо создавать сельские кооперативы. Только объединившись, фермеры смогут соблюдать севооборот, закупать передовые технологии, технику, да и вообще любые средства производства. Больше того, они могут создать свою переработку, то есть выходить на рынок не просто с сырьем, а с готовой продукцией. Только так крестьяне смогут увеличить рентабельность бизнеса, потому что маржа от продуктов с более высокой добавленной стоимостью будет оседать у них.
Кооперативы фермеров – не уникальное изобретение. Во Франции этому движению уже больше 60 лет. Французский сельхозкооператив представляет собой компанию, которой крестьяне доверяют свой урожай. На нем лежат функции упаковки, доставки, маркетинга, в частности, продаж и развития в целом. Больше того, наиболее продвинутые из них инвестируют в исследования и инновации, чтобы повысить, например, урожайность или оптимально использовать почвы членов кооператива. Такая же система могла бы существовать и в Казахстане. Однако, несмотря на все очевидные плюсы, местные фермеры не хотят объединяться в кооперативы. “Эксперт-Казахстан” обратился к президенту Казахской академии сельскохозяйственных наук, руководителю партии “Ауыл”, академику НАН РК Гани Калиеву, чтобы тот разъяснил позицию села в этом вопросе.
– Гани Алимович, сейчас готовится новый закон о сельхозкооперативах. Что вы знаете об этом?
– Наша партия непосредственно участвует в его разработке. Дело в том, что действующие сегодня четыре закона, так или иначе относящиеся к кооперативам, по разным причинам не работают. Это законы “О производственном кооперативе”, “О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан”, “О сельском потребительском кооперативе водопользователей”, “О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)”.
Из-за недоработок в этих документах крестьяне и фермеры испытывают многочисленные трудности. Их преследуют проблемы с двойным налогообложением, сбытом продукции, недостатком основных и оборотных средств, распределением прибыли и другие. Все это не позволяет эффективно функционировать и использовать преимущества форм кооперации. Больше всего же крестьяне и фермеры боятся потерять свою собственность – землю.
Рассредоточение производства по мелким хозяйствам является самой главной бедой сельского хозяйства Казахстана. После развала Союза в ходе хищнической приватизации все, кто был в регионах у власти – акимы областей и регионов, председатели колхозов и руководители потребсоюзов, – обманным путем захватили земли, сельхозтехнику и производства. В итоге мы имеем сегодня два класса сельхозпроизводителей: с одной стороны, земельные олигархи и с другой – мелкие крестьяне. Проблема в том, что ни первые, ни вторые не развиваются. Земельные олигархи, в том числе зерновые, заинтересованы лишь в сиюминутной прибыли, которую они получают в основном за счет эксплуатации местных жителей. Сами они живут в городах и приезжают в село лишь в период вспашки и сбора урожая. По сути, они лишь выжимают из земли все, что могут, варварски расходуя плодородие почвы. При этом они, естественно, нанимают на работу местных крестьян, которые получают копейки, тогда как вся прибыль оседает в карманах олигархов. Такие феодальные отношения давно изжили себя и наглядно во всем мире показали несостоятельность и антисоциальность. История развития земельных отношений в мире показывает: когда люди работают “на хозяина”, их труд всегда неэффективен. Европа и даже Россия уже пережили это и отошли от таких форм ведения сельского хозяйства. А мы зачем-то взяли их на вооружение после того, как ликвидировали колхозы и совхозы. Прибыль между всеми участниками рынка должна делиться в основном в пользу первичных товаропроизводителей. Задача государства – помогать мелким крестьянам и фермерам, чтобы у них росли доходы, повышались уровень и качество жизни на селе за счет увеличения производительности труда. Для этого они должны получить возможность применять новую технику и технологии. А это возможно за счет их укрупнения на основе кооперации. Это стратегическая задача правительства. Между тем пока что государство в основном помогает крупным компаниям: 80-90% всех льгот в рамках поддержки сельского хозяйства пользуются корпорации олигархов, которые возделывают примерно 1/4 часть казахстанских посевных площадей, в то время как 75% обрабатывают крестьяне, оставшиеся, по сути, без господдержки.
Мелкие крестьяне и фермеры из-за отсутствия средств не могут внедрять новые технологии. У многих хозяйств посевная площадь не достигает 500 га, поэтому они практически лишены возможности приобретения не только новой, но и подержанной техники. Есть такие, которые имеют участки по 200 га, а то и меньше, и как они будут соблюдать севооборот и, самое главное, перерабатывать продукцию? В итоге они вынуждены продавать урожаи по низким ценам перекупщикам.
Создавать сельскохозяйственные производственные кооперативы как раз нужно для того, чтобы в корне изменить эту ситуацию. Таким образом, все участники рынка – крупные компании и мелкие производители – будут иметь равные условия для развития, возможности повышения дохода и роста.
– Однако фермеры сами не хотят объединяться…
– Да, это так. У них есть все основания опасаться того, что у них отберут землю. Мы уже пережили одну приватизацию, передел рынка. Поэтому государству нужно создавать честные и понятные правила игры, которые будут правильно оформлены юридически. Чтобы права и собственность крестьян была защищена. Пока же в нынешних условиях крестьяне и фермеры боятся делиться своим бизнесом, не хотят рисковать.
В сельском хозяйстве должны преобладать средние и крупные сельхозпроизводители, только такие сельхозформирования могут эффективнее организовать производство, внедрять интенсивные агротехнологии и их соблюдать. Для них более доступны кредиты. Показателен опыт Германии. Там все фермеры, преимущественно в Восточной Германии, объединены в кооперативы. В этой стране действует около 8 тыс. кооперативов, в которых состоит четверть населения страны. В конце года каждый член кооператива получает свою долю дивидендов за землю, обобществленное имущество (скот, технику) и трудовое участие. Это правильно, это справедливо, это дает стимул к повышению эффективности кооперативов. К слову, немецкие кооперативы получают хорошие кредитные преференции в виде займов с процентной ставкой в 1-5% сроком до 25 лет.
– Что конкретно вы предлагаете?
– После разгосударствления совхозов и колхозов и приватизации земельных угодий и основного имущества происходило формирование мелких крестьянских хозяйств и крупноземельных олигархов. Обе формы оказались неэффективными. Первые из-за малых размеров, где невозможно внедрять и эффективно использовать высокопроизводительную технику и технологию; вторые – из-за низкой заинтересованности непосредственных работников в результатах своего труда, при этом собственники земель живут в городах и озабочены лишь извлечением максимальной прибыли, чрезмерно и нерационально эксплуатируя людей и земельные угодья.
Поэтому мелкие и средние крестьянские хозяйства необходимо объединить в кооперативы, где могут быть внедрены севообороты, производительная техника и технологии. Однако крестьяне неохотно идут в производственные кооперативы, боясь потерять свои земли и имущество, а государство не ведет надлежащую политику и не оказывает поддержку.
Селу нужна вертикальная кооперация, когда крестьяне объединяют усилия по созданию совместных предприятий по переработке, хранению, снабжению, транспортировке, ремонту основных средств и т. д. При этом создаваемый межхозяйственный объект (молзавод, ремонтная база, снабженческие органы и т. д.) должен становиться собственностью кооперирующихся сельских товаропроизводителей.
Получаемая прибыль должна распределяться между сельскими товаропроизводителями в соответствии с паевыми взносами. Пока создаваемые сельские потребкооперативы являются пережитком советской потребкооперации, там создаются непрозрачные неделимые резервные фонды, используя которые обогащаются отдельные высокопоставленные руководители.
Созданные в последние годы по такому принципу межхозяйственные предприятия не отвечают требованиям, они стараются подешевле покупать сельхозпродукцию крестьян, подороже их продавать, извлекая прибыль. По-существу, они стали рейдерами. Поэтому возникла объективная необходимость разработки нового закона о сельскохозяйственной кооперации, где полученная прибыль от кооперированной деятельности распределялась бы именно между сельскими товаропроизводителями.
– Как воспринимает Минсельхоз это предложение?
– Положительно. Министр сельского хозяйства Мамытбеков имеет экономико-юридическое образование. Он понимает, что нужно разработать четкие правила игры, чтобы игроки рынка и госорганы не имели проблем, претензий друг к другу в будущем. В Казахстане много активных мелких фермеров, которые замечательно ведут хозяйство, мечтают о расширении, а объединяться отказываются, поэтому варятся каждый в собственном соку. А это в целом плохо отражается на всей экономике государства. Село нищает, растет недовольство в обществе. Во что это может вылиться, никто не знает. По инициативе МСХ РК разработаны концепция и проект закона о вертикальной (сервисной) интеграции в сельском хозяйстве. Такие кооперативы будут коммерческими, что позволит распределять интегрированную прибыль между товаропроизводителями. (Эксперт-Казахстан/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)